Режиссер:
Стивен Спилберг. Сценарий: Питер Бенчли, Карл Готтлиб (по одноименному роману Питера Бенчли), Оператор: Билл Батлер, Композитор: Джон Уильямс.
В главных ролях: Ричард Дрейфус, Рой Шайдер, Роберт Шоу. В ролях: Лоррэйн Гари, Мюррэй Хэмилтон, Карл Готтлиб.
Награды: 3 "Оскара" — лучшая музыка, монтаж, звук. "Золотой глобус" — лучшая музыка. Академия НФ, хоррора и фэнтези — "Выдающийся фильм 1975 года", лучшая реклама. American Cinema Editors, USA — лучший монтаж. Golden Screen, Germany Grammy Awards — лучший саундтрек. People's Choice Awards, USA — любимый фильм. National Film Registry .
Интересные факты о фильме:
В качестве кандидата на роль Броди рассматривался Чарльтон Хестон, но в итоге Спилберг отдал предпочтение Рою Шайдеру. Хестон был так раздражен, что после выхода фильма на экраны разругал его и поклялся, что никогда не будет сниматься у Спилберга. Так и поступил (отказался от роли в "1941").
Автор романа и сценария Питер Бенчли хотел, чтобы в фильме сыграли Пол Ньюман, Роберт Редфорд и Стив Маккуин.
Хупера могли сыграть Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс, Джон Войт и Ян-Майкл Винсент.
Ричард Дрейфус сперва отказался сниматься (сказав, что этот фильм он бы с удовольствием посмотрел, но не стал бы в нем играть), а потом передумал. Дрейфуса Спилбергу отрекомендовал Лукас, снявший его в своих "Американских граффити" двумя годами ранее.
В роли Квинта Спилберг видел актера и писателя Стерлинга Хэйдена. Но у того были проблемы с налоговой службой. В итоге пригласили Роберта Шоу, не зная, что у него те же проблемы. После съемок и получения гонорара Шоу бежал из Америки (недаром же он снимался в фильме "Афера" Дж. Р. Хилла). Кстати, Шоу, который всегда был не дурак выпть, во время съемок конкретно забухал. "Он был джентльменом, когда был трезв. Но стоило ему опрокинуть сто грамм, как он превращался в конкретную суку", — отзывался о нем Рой Шайдер.
Кроме того, роль Квинта Спилберг предлагал Ли Марвину. Тот сказал "спасибо, но я лучше пойду половлю рыбку".
Во время пре-продакшна Спилберг зашел со своими друзьями Мартином Скорсезе, Джорджем Лукасом и Джоном Милиусом в студию, разрабатывающую спецэффекты. Подойдя к акуле, Лукас шутки ради засунул голову рыбе в челюсти, а Спилберг и Милиус, шутки ради, прокрались к пульту управления челюстями и нажали кнопку. Челюсти сомкнулись на шее Лукаса, после чего их заклинило. Спилберг и Милиус долго высвобождали Лукаса, а потом все трое удрали из студии, в испуге, что нанесли ущерб дорогостоящей модели.
Спилберг снял одну кровавую сцену, в которой акула, перед тем как уйти под воду, тащит в зубах над поверхностью воды верхнюю часть человека. Эта сцена показалась ему настолько ужасной, что он не включил ее в фильм.
Спилберг хотел включить в фильм эпизод, в котором Квинт смотрит в кинотеатре "Моби Дика" (с Грегори Пеком в гл. роли), начинает дико хохотать над китовьими спецэффектами и, разогнав дурацким смехом всю публику, остается в зале один. Пек был совладельцем прав на фильм и, когда Спилберг пришел к нему с просьбой разрешить использовать кусок фильма, отказал. Отказал, потому что ему самому не нравился ни фильм, ни собственная игра в нем.
В дополнение к прозвищу "Брюс" акула, героиня фильма, получила от Спилберга еще одно прозвище — "Большое белое дерьмо", из-за косяков в аниматронике.
Изначально предполагалось, что акула не будет жрать Квинта, а утащит его за собой на морское дно.
Жителям острова Мартас-Винъярд заплатили по 64 доллара, чтобы они бегали по пляжу, размахивали руками и кричали. До выхода фильма на остров приезжало отдыхать 5000 туристов, после выхода фильма — 15000.
В роли домашнего любимца Броди снялся пес Спилберга.
Питер Бенчли был изгнан со съемочной площадки, поскольку слишком спорил насчет кульминационной сцены.
На самом деле, "субъективной камеры" (взгляд со стороны акулы) не планировалось. Это был вынужденный шаг, поскольку акула постоянно ломалась.
Камео Бенчли: репортер на пляже.
Когда Джон Уильямс впервые сыграл Спилбергу "тему акулы", ставшую впоследствии знаменитой, тот рассмеялся и сказал: "Джон, это смешно. О чем ты думал, когда писал "тему акулы?". Впоследствии Спилберг заявил, что саундтрек Уильямса — половина успеха фильма.
В сцене, где миссис Кинтер отвешивает Броди пощечину, она его била по-настоящему. И так несколько дублей. "Это были самые болезненные дубли в моей жизни", — говорил Шайдер.
Когда фильм был доделан, он настолько поразил боссов "Юниверсал", что те замутили беспрецендентно дорогую по тем временам телерекламу стоимостью в 700 000 долларов.
Страшную мелодию, символизирующую приближение акулы, исполнял на трубе Томми Джонсон.
Судно "Orca" изначально называлось "Warlock".
Джон Уильямс дирижировал оркестром во время оскаровской церемонии. Когда он сам получил "Оскара" за саундтрек, ему пришлось сгонять на сцену за статуэткой и вернуться обратно за дирижерский пульт.
Критики считали, что классность фильма — целиком на совести монтажера Верны Филдс. Чтобы доказать обратное, Спилберг больше никогда с ней не сотрудничал.
На съемках "Челюстей" впервые был испробован и запантенован операторский прием, когда ближний план остается неизменным, а задний приближается.
Первый блокбастер Стивена Спилберга, первый его супер-хит, да и вообще, во всех отношениях безупречная картина. "Челюсти" — экранизация одноименного романа Питера Бенчли. Экранизация, как можно видеть, удачная, а на мой взгляд, и вовсе наголову превосходящая скучноватый производственный роман о буднях шерифа приморского городка, в прибрежных водах которого завелась акула-людоед.
Кинофильм четко делится на две части, по часу каждая. Первая часть посвящена неведомой угрозе со стороны океана. Неведомой не только потому, что никто точно не знает, какой породы акула и каких она размеров, а еще и объективно: Спилберг не показывает акулу зрителю, хитроумно нагнетая напряжение за счет пляжной суматохи, "субъективной камеры" со стороны акулы, инерционной тупости местных и приезжих обывателей, целеустремленно лезущих в воду. Поскольку действие происходит в курортном городке накануне нацыонального праздника 4-го июля, мэр противится закрытию пляжей, идя на поводу у местных бизнесменов. Таким образом, первая часть посвящена противоборству человека с человеком. Шериф Броди, настаивающий на закрытии пляжей (исполнительная власть), против мэра Ларри (законодательная власть). Всё по-чесноку: законодательная власть побеждает. Даже в таком ужасном нюансе (мы же смотрим хоррор, верно?) демонстрируется безукоризненность работы американской системы.
Вторая часть – захватывающая охота на акулу, во время которой охотники постепенно превращаются в дичь. Общая композиция фильма напоминает мне композицию романа Хемингуэя "Острова в океане", в котором первая часть была целиком посвящена рыбалке, охоте на марлина, а две остальные – житейским передрягам типа войны (первая часть была прекрасной). Таким образом, если в первой части Спилберг показал противостояние человека и человека, то во второй части нам показывают противостояние человека и зверя. И обе части сделаны совершенно потрясающе. Как говорится, выбирайте сами, кому что интереснее.
В 70-х годах развлекательный жанровый (фантастический) кинематограф сделал несколько важных шагов вперед. У фильмов вырос бюджет, постановщики сделали ставку на больший реализм, отказавшись от наивной условности, прежде доминировавшей в жанре. Результат в виде феноменальных кассовых сборов не заставил себя ждать.
Можно выделить три этапные картины, каждую в своем поджанре. Уильям Фридкин со своим "Экзорцистом" заставил зрителя поверить в существование дьявола (occult horror), Ридли Скотт в "Чужом" показал настоящую космическую тварь (sci-fi horror). И, наконец, Стивен Спилберг показывает удивительно реалистичное морское приключение – охоту на гигантскую акулу, которая выглядит как настоящая и которой прекрасно подыгрывают отличные драматические актеры (natural horror). Фильм поставлен и снят виртуозно, скриншотами можно забить пару страниц прокрутки. Множество изобретательных ракурсов, интересных задумок, крайне удачно реализованных, великолепный монтаж.
Наконец, в одном эпизоде мы видим такую постановку света, какую нынче можно лицезреть в любом голливудском блокбастере (и во всех фильмах Камерона – это точно). Я имею в виду эпизод, в котором Броди и Хупер, рассекая на катере, находят брошенную лодку. Хупер надевает акваланг и ныряет в фирменный голливудский синий туман, пронзенный пыльными лучами подводных фонарей.
"Челюсти" и по сей день остаются самым великим фильмом в жанре "natural horror", разделяя пьедестал с "Птицами" Хичкока, хотя, стоит признать, фильм "Птицы" — это, в первую очередь, фантастическая аллегория. Заметим также то обстоятельство, что Хич снял "Птиц", когда ему было 64 года, а Спилберг снял "Челюсти" в возрасте 28 лет. После того, как "Челюсти" всего за 76 дней стали самым кассовым фильмов в истории кино, думаю, ни у кого не осталось сомнений в том, кто является самым Главным Голливудским Режиссером. И кто будет таковым и впредь, вплоть до наступления продюсерской зрелости Джеймса Камерона, сменившей в нем зрелость режиссерскую.