Если бы мне попался квест "Lost Room", я бы с удовольствием его проходила. Фильм построен на такой чисто квестовской фишке, как обнаружение предметов, определение их свойств и свойств их сочетаний. С волшебными вещами следует обращаться осторожно, иначе крошечная ошибка может привести к очень печальным последствиям. У главного героя в Комнате пропадает дочь — у Комнаты есть свойство "обнуляться" при каждом повторном открытии. Куда делась девочка, в каком мире находится — не известно, и герою приходится собирать информацию об удивительной комнате и предметах из нее по крупицам, общаясь с разнообразными личностями. Личности эти иногда агрессивны, иногда готовы помочь, иногда, помогая, преследуют свои тайные цели. Вести с ними дела всегда опасно и непредсказуемо. Предметы из тайной комнаты обладают такой силой, что способны вызвать бред могущества даже у здравомыслящего реалиста. Помимо главного героя, в фильме действуют персонажи-компаньоны, персонажи-оборотни (то помогает, то вредит) и один персонаж-подсказка. В какой-то хрен знает химчистке среди уймы стоек, завешанных вещами в пластиковых пакетах, сидит вычурная азиатка с анимешной прической, ярким макияжем, вырвиглаз маникюром и компьютером. Она имеет информацию обо всех Предметах и продает ее за деньги. Персонажи периодически обращаются к азиатке, чтобы выяснить местонахождение и свойства интересующего Предмета. Сама же она имеет к Предметам устойчивую идиосинкразию, никогда не держала их в руках и не собирается этого делать в дальнейшем, потому что "они приносят гибель". Зато охотники за Предметами приносят ей вполне ощутимую прибыль.
Этот квест — как и фильм — был бы интересен не только своими событиями и поисками, но и шарадами. Как попасть в дом, где нет дверей? Как отличить поддельный Предмет от настоящего? Как использовать свойства Комнаты для решения возникающих проблем? Все загадки решаются изящно и остроумно. Если Комната "обнуляет" всё постороннее, но оставляет в неизменном виде Предметы, зачем вскрывать сейф, в котором находится Предмет? Достаточно затолкать сейф в Комнату и снова открыть её. Логика Комнаты очень проста и убедительна. Сама по себе Комната безопасна, как фотография. В Комнате все Предметы, даже смертоносные, становятся просто вещами без всяких дурацких свойств. Но оставить Комнату в покое, сложив в ней всё её иррациональное барахло, люди не могут. Одиночки собирают Предметы для омогуществления, секта поклоняются Предметам, видя в них бога. Есть организованная группа людей, собирающих Предметы, чтобы спрятать их, изолировать, уберечь от них человечество. Герою придется произвести массу взаимодействий, чтобы добыть всё, с помощью чего он сможет вернуть дочь. Жалеть его не надо — герою не привыкать. Он полицейский, следователь. Малютку дочь играет сестра крикухи Дакоты Фанинг — Эль Фанинг. Белокурый ангел младшего школьного возраста. Хорошая комическая роль у актера, известного по сериалу "Доктор Хаус": хитрюга доктор Тауб (Питер Джекобсон) сыграл в "Потерянной комнате" дураковатого компаньона. Прочих персонажей играли актеры, чьи лица могут быть смутно знакомы зрителям по второстепенным ролям в других фильмах. Но на чем я себя ловлю? Их актеры второго-пятого-десятого плана всегда легко затыкают за пояс наших сериальных звезд. Почему это? Может, для того, чтобы сняться в американском фильме хотя бы в эпизоде, надо уметь больше, чем умеют наши бездарные выскочки после пяти лет в лгитмике? Или вообще вся наша театральная школа что-то своей карме задолжала? Берегут себя русские старлетки: даже не говорят, а шипят сквозь зубы, чтобы лишнее движение лицом не сделать, упаси Боже. У меня идея. Наши студии умеют делать талантливый, интересный дубляж к импортным фильмам. Уверена, что если бы звезды русского дубляжа озвучивали русские же сериалы и фильмы, те стали бы в разы увлекательнее, потому что "доигрались" бы недочеты видеоряда. Хорошо я придумала? То-то же. Но настало время оценки, и "Лост Рум" получает добротную четверку. А вот если бы он был квестом, то получил бы от меня пять с плюсом.
Идеальное упражнение в сценарном мастерстве. Настолько качественное, что местами хочется пойти в лес и удавиться – потому что не я так сделал, а какие-то безвестные Кристофер Леоне и Лора Харком, которые практически ничего больше не написали, ни до, ни после. В фильме такой феноменальный по мощи коктейль из оригинальных идей и примочек, и потыренных (или классических) сюжетных ходов, что даже не сразу понятно, с какой стороны к нему подойти.
Картина представляет собой "mystery world story", то есть описание некоего фантастического (мифического) мира, который существует параллельно с нашим, но тщательно скрыт от посторонних глаз. Подобных сюжетов где-то с середины прошлого века было создано невероятное количество. Чемпионом здесь выступает христианская мистика (она и в литературе лидер, причём была им задолго до появления кино), но почти все фантастические или фэнтезийные сюжеты, повествующие о современном мире, тоже включаются в гонку.
Такие повествования начинаются, как правило, с того, что обычный человек, такой, как мы с вами, вдруг пересёкся с неведомой ему реальностью, и дальше его постепенно затягивает в неё, вырывая из мира понятных нам вещей и событий. У персонажа "Потерянной комнаты" при этом весьма драматичная мотивация – в этой неведомой фэнтезийной реальности у него исчезает дочь, которую он теперь будет искать до конца сериала.
Сразу упомяну о недостатках картины, их два.
Первый – существенное провисание приблизительно первого получаса, из-за чего фильм не посмотрели многие зрители, исходящие из принципа "чуть-чуть посмотрю, не понравится — брошу". Странно, вроде бы, завязка в фильме такая, как надо – вовлекающая стартовая сцена, загадко, убийство, полиция, всё, как положено. Но вот почему-то провисает, слишком много этого мексиканского оболтуса, шатающегося по подворотням, слишком мало драйва. С исчезновением девочки, правда, всё выравнивается, и стремительно набирает обороты.
Второй – слишком много макгаффинов, и слишком мало понимания реальных причин. Собственно, отсутствие понимания причинно-следственных связей местами играет фильму на руку – очень здорово то, что в нём до самого конца так и не даются ответы на самые главные вопросы, давая простор фантазии зрителя. Но обилие макгаффинов иногда утомляет. Вместо людей, которые, конечно, должны быть прежде всего, на первый план в фильме выходят предметы, вещи.
Правда, работа с этими предметами у авторов просто потрясающая. Каждый из них любовно введён в повествования, аккуратно в нём прослежен, и выведен, если в нём нет больше надобности. Они, предметы – отдельные персонажи, со своим характером, своими особенностями и своей судьбой. И помимо прекрасной работы на сюжетном уровне, авторы также создали потрясающую аллегорию "общества вещей" — мира, где предметы важнее людей, где люди становятся рабами вещей, которыми они якобы владеют. Слова "это всё, что у меня есть", повторённые многократно, как мантра, ярко демонстрируют нам, сколь слаб человек по натуре, и как легко он впадает в зависимость от того, что его окружает, даже если это какая-нибудь расческа или ножницы.
С достоинствами картины (я, собственно, уже к ним перешёл) сложнее. Потому что их очень много.
Прежде всего – перед нами потрясающая, выверенная до мельчайших деталей, фантастическая реальность. Здесь есть всё, что нужно. Своя история, начавшаяся в 1 час 20 минут 44 секунды 4 мая 1961 года, и содержащая рассказы о коллекционерах, тайных обществах и религиозных орденах. Своя мифология – имеющая множество трактовок и вариаций, каждая из которых по-своему правильная. Наконец, что видно на определённом уровне, где-то с середины картины – своя инфраструктура для обитателей этой реальности, вроде магазинов, где собираются потерявшие свой предмет неудачники, или справочного бюро в виде полноватой китаянки с дурацкой причёской. В этой реальности есть множество противоборствующих групп интересов, между которыми, как по лезвию ножа, приходится идти главному герою.
Построенный на остро-драматическом стержне сюжет (я уже сказал, у персонажа пропала дочь) представляет собой блестящую детективную историю, включающую элементы триллера, комедии и интеллектуального боевика. Тут есть перестрелок, ограблений, разводок, подстав и прочих прекрасных и любимых всеми нами вещей.
Наконец, здесь длинный набор прекрасных персонажей, со своим запоминающимся лицом, своей историей и своими интересами. Главный герой, попавший в эту реальность случайно, и путешествующий по ней против своей воли, вынужден взаимодействовать с самыми разными людьми, и благодаря своей… блять, хорошести какой-то картинной (забыл эту картинную хорошесть главгера добавить в недостатки) везде заводит себе друзей, и выходит сухим из всех передряг. Он умён, смел и доброжелателен. Он должен победить, хуле.
Фильм коротковат даже для мини-сериала – всего 4 с половиной часа, Питер Джексон полный метр снимает длиннее. С другой стороны – не уверен, что сериал стал бы лучше, будь он растянут на 8 сезонов. Так что радуемся тому, что есть.
Авторы вроде бы заявили, что сделают комикс-сиквел, но снимать по нему кино не планируют.
P.S. А ещё тут играет младшая сестра Дакоты Феннинг. Прикольная, чё, похожа на сеструху.
Я уверен, что в рецензиях выше был вкратце обрисован сюжет, поэтому перейду к впечатлениям. Мини-сериал показался мне увлекательным, а все потому, что напомнил игру моей юности – "Heroes of Might and Magic": ты ходишь со своими армиями (в фильме – сектами), ищешь артефакты, а потом эти клевые уникальные штуки (неравнозначные по ценности) отнимаешь у врага. Если играешь с друзьями, то за спиной у остальных можешь заключить договор с товарищем, чтобы ополчиться на наиболее крутого соперника. Победив товарища, союз разрываешь, втыкаешь в спину нож, — как это сделал то ли в последней, то ли в предпоследней серии Карл Кройтцфелд. В игре есть и некое "хранилище", где хранится победа: но чтобы попасть в хранилище, надо обойти всю карту, – что и делает герой.
Второе: фильм напомнил мне "Войну миров". Движущий мотив у обоих фильмов – местечковый, "фамильный": спасение не мира, но маленькой дочурки. По странному совпадению, и ту, и другую дочурку играет Фэннинг, правда зовут ее каждый раз по-разному. Понятно, что оба фильма рассчитаны на широкую семейную аудиторию, но лично меня это нихуя не обрадовало. Обрадовало, впрочем, то, что в "Потерянной комнате" умильная мордашка Фэннинг исчезает во второй серии и не появляется вплоть до финала, напомнив о себе лишь в середине: попискиваньем в телефонной трубке. Естественно, что при таком раскладе самым интересным персонажем становится доктор Рубер, своей одержимостью и любовью к неизведанному напоминающий сумасшедших профессоров и агента Купера. Он даже обретает в конце пророческие способности, хотя и несколько обманчивые, на первый взгляд.
Финал разочаровал. Наверное, потому, что я ждал откровения – как в "Твин Пиксе". А оказалось, что и Бога нет, и Человек-Предмет умер, и Фэннинг спасена (((
Почин сделан на второй сезон, но объясните мне хоть кто-нибудь, почему Миллер бросил ключ в 8-ю комнату, а не в 7-ю или в ту же 9-ю? Это означает, что в сериале будет 8 сезонов? Или это как-то оправдано сюжетно?