Режиссер:
Валерия Гай Германика, Руслан Маликов, Наталья Мещанинова. Сценарий: Наталья Ворожбит, Вячеслав Дурненков, Иван Угаров? Вадим Леванов, Нелли Высоцкая, Юрий Клавдиев, Оператор: Батыр Моргачев, Федор Лясс, Геннадий Медер, Продюсеры: Константин Эрнст, Игорь Толстунов.
В главных ролях: Елена Папанова, Александра Ребенок, Валентина Лукащук, Наталья Терешкова, Алексей Литвиненко. В ролях: Анна Шепелева, Игорь Огурцов, Константин Пояркин, Валентин Самохин, Андрей Андреев.
Интересные факты о фильме:
Константин Эрнст: Два года назад я осознал кризис основных контентов современного телевидения. Дело в том, что модель, которая сложилась к середине 90-ых годов после перестройки, успешно и эффективно работала на протяжении 15-ти лет, принося зрителям удовольствие, а программам высокий рейтинг, закончилась, сломалась, исчерпала сама себя. Экономический кризис, который во всём мире стал следствием кризиса культурного, наглядно это продемонстрировал. Сегодня нужны новые форматы. Мы начали с юмора — так появились "Прожекторперисхилтон", "Большая разница" и "Мульт личности". Появятся ещё и другие продукты. И "Школа" — первая ласточка, один из попавших в эфир проектов, который и есть это новое, современное телевидение.
Игорь Толстунов: Никакой идеи мы не формулировали. Скорее интуитивно хотели рассказать историю вхождения в "большой" мир современного подростка. То есть для меня — это новый вариант картины "Доживём до понедельника". Помните, главная фраза, которую пишет герой в сочинении: "Счастье — это когда тебя понимают". Вот и "Школа" о том же."
Time Out
Валерия Гай Германика о невручении ей премии "Тэфи": "Теперь этой премии для меня вообще не существует! Этот набор пенсионеров понятия не имеет о профессии! У меня никаких работ больше не будет, если я в нашей стране не считаюсь режиссером! Если меня ни за кого не принимают, я пойду мыть полы в „Макдональдсе“!.. Я сняла 69 серий и каждая серия как отдельный фильм! Почему Кравчук с первого раза может получать, а я — нет? Может быть, я должна быть 50-летней дамой, чтобы мне что-то дали?".
Телесериал "Школа" Валерии Гай Германики оказался приятным сюрпризом. Снятый в той же манере, что и "Все умрут, а я останусь", но – чуть мягче, без броских жестокостей, этот относительно искренний телесериал вдруг появился на центральном 1-м канале и оказался белой вороной в стае лубочно разукрашенного, но какого-то однотипно серого телевизионного воронья. Сериал вполне мог стать "народным", потому что каждый российский телезритель либо учился в школе, либо учится сейчас, но дело в том, что телезритель, подсаженный на один формат (какими бы ни были низкопробными фильмы, сделанные в этом формате), другой формат воспринять уже не может. Я отлично помню возмущение телезрителей, чуть ли не переходящее в истерику: "Это все неправда". Требования запретить показ сериала приобрели даже вполне официальный, "министерский" характер – что, конечно, принесло сериалу только лишние рекламные бонусы. Народу не нужна "сказочка" Германики, народу подавай другие "сказочки" — те сказочки, к которым он уже привык. А может быть, дело не в косности мышления, тугодумности зрителя, начинающего тупить даже когда его пытаются поразвлечь, может быть, "Школа" слишком похожа на зеркало – отсюда и недовольные вопли. Но на такой случай есть известная поговорка.
В сериале создана правдоподобная школьная атмосфера: она пропитана гремучей смесью тревоги с расслабухой, бесбашенностью. И всё — как-то мимолетно.
Несколько смущает то, что девятиклассников играют здоровенные лбы по 22 года, но, во-первых, с этим быстро свыкаешься (в "Беверли Хиллз 90210", например, актерам было под тридцатник, и ничего), а во-вторых, они играют натуралистично: их юные герои туповаты, ограничены, заторможены, недалеки, нервозны. И восхитительно косноязычны!
Прекрасно и то, что авторы сериала не делают различий между миром детей и миром взрослых (что вызвало справедливое негодование многих учителей, — как же, такой удар по авторитету профессии). Педагоги – так же растеряны перед натиском жизни, мира, бытовых неурядиц, как и их подопечные. Да и родители – ненамного мудрее и счастливее своих отпрысков. В какой-то мере, это не "фильм о школе", а диагноз обществу. Нету пресловутого потерянного поколения, есть потерянное гражданское общество. Если уж не семья, то школа должна сделать подростка полноценным членом общества. Но где взяться достойным учителям, если взрослый мир точно так же беззащитен, пуглив, заморочен и бездуховен, как и детский мир? Ведь взрослые в свое время прошли точно такую же "школу"… Фильм еще и оттого получился удачным, что авторы, недалеко ушедшие от своих персонажей, ничего не выдумывают. Они рассказывают о своих собственных страхах.
"Школа" стала настоящим событием. Оценивая сериал спустя несколько месяцев после его окончания, я сразу вспоминаю, насколько в нем много поразительно точных наблюдений. В личном опыте каждого, часть которого эксклюзивна, есть фрагменты, которые касаются практически всех. И школа — как раз такое. У Германики я видела "Все умрут, а я останусь", которому удалось произвести на меня впечатление (оно здесь — http://www.ekranka.ru/?id=f1379), "Девочки" и ролик окруженного легендами и недоступного "Дня рождения инфанты" про отечественных садомазохистов. "Поняли на счет своей дискотеки? Валите нахуй отсюда" подарило мне приятную ностальгию чувство жизненности искусства. Во "Все умрут, а я останусь" бросается в глаза полное отсутствие героев в литературном смысле этого слова. Здесь никто не совершает важных поступков, мелкие ежедневные действия складываются в массив, мелочи накапливаются и дают развязку. В "Школе" тоже нет героев, нет событий, все мутные, как расплывшееся говно, и это, конечно, крайне похоже на правду. Когда я вспоминаю свою школу, героев там тоже не было. Читающий Витухновскую, черную икону всех жестких любителей поэзии, "бунтарь" — фикция, обманка, расплывающаяся внутри скуки школьных коридоров.
"Школа" изначально поражает тем, что в глобальном смысле там совершенно ничего не происходит, но уже в первых четырех сериях нашлись моменты, которые меня зацепили, посадили на крючок. Мне не нравилось ничего из того, что я видела. Мне не нравились эти люди, их неграмотная речь, их мычание, их вид, их поведение и сам смысл показываемого, их невероятная узнаваемость, передача бестолкового межвременья, этот гардероб проклятый. Но при этом я продолжала смотреть, я скачивала серии сразу же, как они появлялись. Моменты были такими: первый — когда новенький идет по пустому коридору, навстречу ему местный туповатый гоп, новенький спрашивает: "А уроки уже начались?" — и с ходу получает в табло. Хороший ритм, был бы такой всегда — получились бы Crows Zero. Но фильм не об этом, а о томлениях школьников, снятых ручной камерой, так что это был неверный посыл. Второй — это когда тот же гоп, ухлестывающий за понравившейся ему скромной девчонкой, сначала запускает руки под розовую майку местной сучки, а потом приходит в гардероб (прямо как у нас в школе был, ей богу) и наступает на совершенно обескураженную его поступком, но втайне желающую себе крутого пацана героиню, говоря: "Ну чо ты перед пацанами меня позоришь? Я что тебе, мальчик? Извиняйся". На этом месте мне стало страшно смешно, особенно когда она испуганно извинилась, жалкая дрянь.
У фанатов Германики вызывает радость то, что "Школа" похожа на жизнь. "Похожесть на жизнь" в отрыве от остального мне кажется сомнительным достоинством, которое имеет смысл только тогда, когда по телевидению не показывают ничего, похожего на жизнь. Я не смотрела другие русские сериалы про школу, но общий уровень идиотизма и ненатуральности легко ощутить с помощью кратких отрывков. Для тех, кто называет "Школу" поклепом, враньем и чернухой, конечно, нужно организовать спецканал, где им будут открывать глаза. Германика снимает почти документальное кино. Меня изумляет совершенно отвратительная одежда, надеваемая школьниками, это чертовски аутентично. Однако Германика в своих фильмах упускает из вида важное. Где клевые гики и ботаны? Где безумцы? Где личности, которые вскоре очнутся и свалят отсюда? Где хоть какое-то проявление творчества или интеллекта? В замкнутом, унылом, затхлом пространстве "Школы" нет ни одного человека. Все молчат. Никто не знает об альтернативе, поэтому просто вяло живет. И в то же время в каждом есть что-то человеческое, что-то хорошее, что смешивается с ошибками и глупостью, выдавая вместо килограмма варенья и килограмма говна два килограмма говна, но.
Узнаваемые истеричные старушки, перезрелые учительницы, вульгарно и нервно флиртующие с учениками, старые развратники в пожухших пиджаках, дерганые и ебанутые чужие родители, зачем-то приходящие на собрания, — да, в школе так все и происходит. "Школа" отвращает, но и задевает, заставляет вспоминать.
Плюс "Школы" не в том, что она похожа на жизнь, а в том, что она искренняя. Эта искренность периодически отвратительна, она жестока, но этим она пронзает. Например, когда один из героев видит, что местная красавица Будилова спит в гостинице, напившись до одури, пытается ее раздеть, едва уворачивается от струи рвоты и ретируется, а затем рассказывает всем, как же он провел с ней время. Типичная двойная подростковая подлость слабохарактерных людей. Та же Будилова сначала "дружит" со ставшей некрасивой Дашулей, периодически ее унижая, а потом удивляется, почему та вдруг отделилась от пары, начав надевать красивые шмотки, а после красавица класса и вовсе выглядит несчастной, брошенной и вызывающей сочувствие. Все успевают побыть суками, все совершают свои жестокости. Никому нельзя сочувствовать, одно сплошное неудобство и неловкость.
Но самое, наверное, сильное впечатление на меня произвел финал вяло тянувшейся истории с Носовой и Дятловым. Парень-ботаник облажался, пытаясь вызвать любовь девочки-эмо, пугал ее смс от лица маньяка, а когда обман открылся, попал под шквал ее ненависти. Терпя это некоторое время, он поддался на авансы от ее подружки. В конце сериала Носова узнает об этом, она ошарашена таким странным и необъяснимым двуличием — обе ее подружки спят с условными "ее" мужчинами, в одного из которых она влюблена, а заботливый паренек, выпрашивавший прощение, оказывается, удовлетворяется тем, что ему предложили. Ткань мира разрывается окончательно. Всем плевать на правду, она просто никому не сдалась в этом месиве из серых дней. И всем плевать на нее. Но все смотрят так, словно Носова — эмоциональная дурочка, что она overreacted. Такова жизнь, здесь существуют компромиссы.
Это существование компромиссов всегда казалось мне отвратительным. Оно явно кажется отвратительным и Гай Германике, потому что вся "Школа" о компромиссах и о личинках, из которых никак не вылупляются люди, обучаемых личинками, из которых никак не вылупляются люди, и об их мучительной попытке что-то сделать, что-то понять.
Ну а колорит! Посмотрите на это:
Одним этим котиком, халатом и вышивкой Германика приговорила весь быт к немедленному расстрелу.
В "Школе" все натуральное — спортзал, куда никто не хотел ходить, короткие перемены, заполненные маетой, уроки, заполненные глупостью учителей, "ты что, самый умный?" и "ты мне это прекрати", гопники, курилка, пьянство и нелепый драмкружок. В "Школе" должны появиться герои.
А вот от этого мне больно:
Ну, может, глупо, да, но я бы спасла Носову и увезла ее на космическом корабле.