- Дядя Кочегар, а расскажи мне еще что-нибудь про плохих людей.
Был уверен, что Балабанову больше нечем пугать зрителей. За спиной у мастера столько человеческой мерзости, что даже поедание в кадре христианских младенцев не вызовет у толпы ничего, кроме хмыканья и усмешек.
Сорри, Зилич ошибся. Октябринович снял новый фильм и, особо не напрягаясь, взял с этим фильмом новую планку.
Он впервые в своей карьере сделал картину НА ЭКСПОРТ.
Раньше режиссер стоял перед толпой своих соотечественников и говорил: посмотрите, какое же мы говно. Толпа шумела и радовалась: да, говно, но зато мы пережили 90-е и Америке теперь кирдык. Но на “Кочегаре” внезапно обнаружилось, режиссер больше не смотрит в зал, его реплики “посмотрите, какое же мы говно” обращены больше не местным, а кому-то по ту сторону границы, юным и не очень юным фанатам GTA IV и фильма “Порок на экспорт”. Тем, кто не знает и не поймет, что такое “пережить 90-е”.
И вот уже губы кривятся в ухмылке: Октябринович, ну, ты и с-с-с-сука.
Особо забавно, что в “Кочегаре” режиссер впервые вывел на экран собственное альтер-эго. Да, он игрался с этим приемом много лет, но раньше никогда не принимал всерьез собственные аватары. Маковецкий из “Уродов” и Бодров из “Брата” тоже были режиссерскими проекциями, но проекциями шуточными типа Деда Мороза с новогоднего утренника.
Майор Скрябин – совсем другое дело. Герой Афгана был контужен в бою, теперь он работает в кочегарке и уже много лет пытается написать книгу про злого русского разбойника. Никто, кроме жены с дочкой, даже не подозревает, что книга, которую пишет майор, это последний сборник рассказов, прочитанный Скрябиным перед войной. Контуженный офицер, подобно нашему Алексею Октябриновичу, изо дня в день пытается воплотить в жизнь кошмарные фантазии из чужого сознания.
Прекрасный синефильский образ.
Тут, правда, режиссер не смог удержаться и снова передернул. В последних кадрах мы видим, что его аватар – вовсе не майор Скрябин, а совершенно другой персонаж. Но это уже спойлеры.