Режиссер:
Джон Хьюстон. Сценарий: Джон Хьюстон (по одноименному роману Б. Травена), Оператор: Тед Д. МакКорд, Композитор: Макс Штайнер .
В главных ролях: Хамфри Богарт, Уолтер Хьюстон, Тим Холт. В ролях: Брюс Беннетт, Бартон МакЛэйн, Альфонсо Бедойа, Артуро Сото Рангель.
Награды: 3 "Оскара" — лучший режиссер, сценарий, лучший актер второго плана (У.Хьюстон). 3 "Золотых глобуса" — лучший фильма в жанре "драма", лучший режиссер, лучший актер второго плана (У.Хьюстон). National Board of Review, USA — лучший сценарий, лучший актер (У.Хьюстон). New York Film Critics Circle Awards — лучший режиссер, лучший фильм. Гильдия сценаристов Америки — лучший сценарий.
National Film Registry.
Интересные факты о фильме:
Джон Хьюстон прочел роман в 1936 году и уже тогда понял, что на его основе можно сделать великий фильм. Кроме того, роман напомнил ему об его собственных приключениях во время службы в мексиканской кавалерии.
Уолтеру Хьюстону часто приходилось бегло говорить по-испански, которого он не знал. Джон Хьюстон нанял мексиканца, чтобы поставить его за камерой перед микрофоном. Уолтер без труда запомнил все реплики наизусть. Впоследствии многие считали, что он владеет испанским как родным английским.
В какой-то момент фильм запретили снимать в Тампико из-за клеветы местной газеты на съемочную группу. Дескать, они выставляют мексиканцев в нелестном виде. Ко счастью, двое деловых партнёров Дж. Хьюстона, нашли выход на президента Мексики и недоразумение было разрешено.
Писатель Б. Травен, которого приглашали посетить съемки, в конце концов прибыл, но под видом своего лучшего друга Хэла Кроувса.
Первый фильм, за который получили "Оскара" и отец, и сын (Уолтер и Джон Хьюстоны. Причем младший получил 2 "Оскара" — за сценарий и режиссуру). Джон заявлял, что работа над фильмом и последующий триумф его отца — одни из самых счастливых моментов в его жизни.
Чтобы придать аутентичности роли Говарда, Джон упросил Уолтера играть без вставных зубов.
Хьюстон поглумился над актером Беннетом в сцене, когда тот прибывает в лагерь золотоискателей и те угощают его тушеным мясом. Герой Беннета голоден — поэтому должен был с жадностью смолотить еду. Первый дубль совершенно удовлетворил Хьюстона, но он снимал дубль за дублем из любопытства: насколько хватит актерских способностей Беннета и сколько вообще тот сможет сожрать.
Фильм снимался в Мексике (один из первых американских фильмов, почти полностью снятый за пределам США), но когда его бюджет превысил 3 миллиона долларов, глава "Уорнер бразерз" Джек Уорнер приказал съемочной группе возвращаться в Америку. При этом он был уверен, что фильм — один величайших в истории кино.
Джон Хьюстон играет роль-камео американского туриста. Эту сцену снимал Хамфри Богарт (и мстил режиссеру, переснимая дубль за дублем). А предложил Хьюстону сыграть камео писатель Б.Трэвен.
На роль Куртина рассматривался Рональд Рейган, а Тим Холт, сыгравший Куртина, рассматривался на роль Коди.
Сцена драки в кантине снималась 5 дней.
Уолтер Хьюстон научился своей знаменитой джиге, играя в спектакле Юджина О'Нила "Desire Under the Elms" в 1925 году.
Увидев, как мастерски играет старший Хьюстон, Богарт сказал знаменитую фразу: "Один Хьюстон — уже плохо, а два Хьюстона — это смерть".
Спойлер: Хьюстон снял сцену со смертью Доббса более четко: несколькими ударами мачете ему отрубают голову. Но в итоге натурализм остался за кадром.Версия для печати
Лучший фильм Джона Хьюстона (впрочем, я видел покамест далеко не все его фильмы). Суровый "пацанский" фильм, снятый бывшим кавалеристом, но не лишенный чувства юмора, энергичный, захватывающий и драматический. Пожалуй, это самый впечатляющий фильм о золотоискательстве и власти золота над человеческими душами. Он почти полностью снят на мексиканской натуре, и снят он по роману знаменитого немецкого "анонимуса" Б. Трэвена, опубликованному в 1925 году. Б. Трэвен – это Бэнкси середины ХХ века. Даже на съемочную площадку фильма он умудрился пролезть под видом "лучшего друга Б. Трэвена", чтобы посоветовать Хьюстону исполнить роль-камео американского туриста… Ну, да Бог с ними, чудаками-литераторами, вернемся к кино.
Сейчас в кино практически не осталось рассказчиков. Чтобы увидеть простую, хорошую и ясную историю приходится обращаться к классике. Но примерно по этой же причине совершенно не тянет пересматривать классические фильмы: их сюжеты настолько просты (всё гениальное – просто), что врезаются в память надолго. Они не требуют уточнений. Однако, "Сокровища Сьерра-Мадре" я пересматриваю уже в третий раз – настолько колоритен в нем Уолтер Хьюстон, настолько аутентичны мексы, настолько отважен Хамфри Богарт, без страха играющий сложную и, скорее, отрицательную роль. Диву даешься, с какой легкостью и как увлекательно Джон Хьюстон рассказает историю о том, как трое бродяг едут в "жестокую и опасную" страну Мексику, чтобы anonimously намыть золота, и что там с ними происходит. Он без труда нагнетает напряжение, обходясь без звуковых эффектов в формате Dolby Surround. В фильме – о ужас! – нет ни одного флешбека, нет впечатляющих пролетов камеры, в общем, всей той мишуры, которой нынче пытаются завуалировать отсутствие хорошего сюжета, качественной драматургии, интересных и ярких характеров. Мне кажется, что причина высокого качества голливудских лент "золотой эры" заключается в большей приближенности тогдашнего кинематографа к театру. Тогда умели на маленьком пятачке, под статичную камеру, разыгрывать нешуточные страсти. Сейчас ситуация поменялась на противоположную: зрителя долбят калейдоскопом планов и звуков, "внешнее" вытеснило "внутреннее", кинематограф не рассказывает – кинематограф орёт. Эта тенденция началась как раз в середине 50-х, когда телевидение составило серьезную конкуренцию кинозалам. Символом грядущего мракобесия можно считать знаменитую сцену гонки на колесницах в пеплуме Уильяма Уайлера "Бен-Гур". Телевизионные же фильмы (минисериалы или сериалы) остались верны старой традиции: из-за скудности декораций и минимального набора локаций приходилось выкручиваться за счет драматургии. С годами "театральная" традиция телефильмов укреплялась и развивалась, а кинематографическая – все сильнее разрушалась. Немудрено, что нынче зритель выбирает ТВ. Сравните средние оценки сериалов и средние оценки кинофильмов. Но ничего, скоро все изменится и уравняется. Телевидение погубит синий фон.
А фильм Джона Хьюстона "Сокровища Сьерра-Мадре" как был, так и останется великим фильмом.