В главных ролях: Уильям Кэмпбелл, Луана Андерс, Барт Паттон. В ролях: Мэри Митчел, Эйтне Данн, Патрик Мэги, Питер Рид.
Интересные факты о фильме:
Оригинальное название фильма — "Dementia", но поскольку фильм с таким же названием вышел в 1955 году, было решено добавить цифру "13".Версия для печати
Дебютный фильм одного из лучших американских режиссеров Фрэнсиса Форда Копполы (в титрах middle name "Форд" куда-то подевалось) оказался снят, тем не менее, в Ирландии, где режиссер ассистировал своему патрону, королю b-movie Роджеру Корману, снимавшему "Молодых гонщиков".
Молодому гонщику режиссеру Копполе, мечтавшему о собственном проекте, Корман выдал 30 000 долларов (к слову, бюджет его собственного фильма составлял 150 000 долларов, то есть, ненамного больше), нескольких своих актеров и ограниченное время – как в RTS – от Копполы требовалось поспеть снять фильм до окончания съемок "Гонщиков".
Что можно снять в Ирландии? Либо историю про "малый народец", либо готический хоррор! Коппола выбрал второе.
В фамильном замке каждый год устраиваются своеобразные поминки по одной из представительниц рода, девочке Кэтлин, утонувшей десять лет назад в пруду. Своеобразность этих поминок по Финнегану состоит в том, что мать Кэтлин молча стоит у надгробия, а потом падает в обморок. Трое сыновей относят мать в опочивальню. Поминки закончены.
В сюжете присутствуют две американки. Одна, ушлая, уже охомутала свою партию; другой американке, кажется, искренне влюбленной, только предстоит это сделать. Фильм начинается с того, что ирландец, которого охомутали, решает предпринять со своей женой ночную прогулку на лодке по пруду. Он – "сердечник", а пилюли забыл дома. После ссоры с супругой его настигает приступ. Супруга не включена в завещание. Поняв, что с мертвеца толку немного, Луиза сталкивает труп за борт и принимает решение охомутать его мать: в смысле, сделать так, чтобы мать включила ее в завещание. Соврав, что мужу пришлось срочно сорваться в Нью-Йорк, она начинает прикидываться, что слышит голос мертвой Кэтлин.
Чтобы нагнать мистики, глубокой ночью Луиза забирается в комнату Кэтлин, берет несколько кукол, связывает их вместе, идет к пруду, раздевается и ныряет. Она хочет привязать их к какому-нибудь камешку на дне (утром они чудесным образом всплывут как раз тогда, когда вся семья будет завтракать на берегу сего мрачного пруда :)). Ясное дело, что ночью вообще видно плохо, а в воде – и подавно. Однако ж Луиза довольно сноровисто плывет в прозрачной, я бы сказал, зеленоватой – если бы фильм не был черно-белым – воде, добирается до дна, находит взглядом подходящий камень и привязывает к нему свой мистицоидный пасквиль. А потом, метрах в пяти (!) от себя, замечает труп супруга. Быстро, испуганно всплывает.
Внезапно (точнее, не внезапно, а вполне в духе хичкоковского "Психо") фильм делает серьезный крен в сторону слэшера. На берегу пруда Луизу поджидает мужик с гигантским топором. Раз десять он со всей дури бьет ее топором по голове, а потом тащит хладный труп с маленькой ссадинкой на лбу через поляну… (В другой сцене он одним махом отсечет башку здоровенному). Честно говоря, пересказывать фильм гораздо веселее, чем смотреть его. Но если отбросить в сторону несуразный сюжет, написанный, вероятно, за пол-дня на коленке, снят он сумбурно, но все же относительно неплохо. Не будем, конечно, приписывать лавры первооткрывателя жанра "слэшер" Копполе, потому что колумбом жанра был все-таки, скорей всего, Хичкок, но кажется вполне очевидным то, что академически бредовый слэшер "Пятница, 13", в котором не поддающийся идентификации придурок с топором носится по берегу озера и рубит всех направо и налево, вырос из "Безумия 13" в той же мере, что из "Психо" — иначе говоря, является квинтэссенцией этих двух фильмов.