В главных ролях: Брюс Кэмпбелл. В ролях: Эллен Сэндвайсс, Ричард Де Мэннинкор, Бетси Бейкер, Тереза Тилли.
Награды: Академия НФ, фэнтези и хорроров — лучший низкобюджетный фильм. Сиджес — фестиваль фантастики в Каталонии — Приз международного жюри кинокритиков, приз за лучшие спецэффекты..
Интересные факты о фильме:
Фильм снимали в настоящей заброшенной хижине, находящейся в Морристауне, штат Теннесси. Причем погреб был выкопан специально. После съемок Рэйми сжег хибару.
Брюс Кэмпбелл вывихнул ногу, сбегая вниз по холму. Чтобы Брюс выглядел достоверней в сценах страданий, Сэм Рэйми и продюсер Роберт Таперт тыкали палочками в его больную ногу.
Друг Кэмпбелла и Рэйми Энди Грейнджер сказал: "Парни, что бы вы там ни снимали... экран должен быть залит кровью!" В финале фильма, как можно видеть, это пожелание выполняется.
Одна из картинок в "Книге мертвых" инспирирована картиной Уильяма Блейка "Великий красный дракон и женщина, одетая в солнце".
Актрисе Бетси Бейкер вырвали ресницы, когда снимали грим.
Сцена, в которой корень насилует Шелли, была вырезана кинопрокатчиками разных стран.
По сценарию персонажи, слушая в первый раз магнитофонную запись, курят шмаль. Рэйми, дабы добиться достоверности, накурил артистов по-настоящему, и это было ошибкой, потому что они вместо того, чтобы играть реплики, тупо ржали. Сцену пришлось переснимать.
В Германии фильм вышел одновременно на видео и на широком экране под названием "Танец дьявола". Вскоре его запретили крутить в кино. Запрет действует до сих пор. Фанаты хорроров, включая Стивена Кинга, выражают негодование.
Первоначальное название фильма — "Книга мертвых". Однако продюсер поменял название на "Зловещих мертвецов", чтобы словом "книга" не отпугивать от экранов детей.
В сцене с распиливаньем Брюс Кэмпбелл держит над грудью актрисы настоящую, а не реквизитную бензопилу, притом включенную.
По словам съемочной группы и актеров, работа над фильмом была самым худшим экспириенсом в их жизни из-за морозов, cпецифики жанра и нездорового фанатизма Сэма Рэйми, удерживающего их на съемочной площадке долгими часами.
Ассистентом монтажера был Джоэл Коэн. Это один из его первых киноопытов.
В 1980 году закончились деньги, а фильм был отснят только наполовину. Рэйми занимал бабло у родственников и знакомых, а также обзванивал местные предприятия с просьбами "посодействовать". Предприятия действительно обеспечили его бензином, питанием и вещами первой необходимости.
Фильм был показан Стивену Кингу. Картина ему весьма понравилась, что дало возможность Рэйми не только использовать похвалу Короля Ужасов на постерах, но и найти дистрибьютора, компанию New Line Cinema.
В конце основных съемок члены съемочной группы закопали под камином "капсулу памяти". Хижина была сожжена, но фанаты фильма все-таки смогли разыскать капсулу.
Терпенье и труд все перетрут. Питер Джексон, снимая по выходным, несколько лет вымучивал "Дурной вкус". Сэм Райми при поддержке своего одноклассника Брюса Кэмпбелла несколько лет вымучивал "Зловещих мертвецов". Сколько они истоптали ила, торфа и дёрна, обхватив с двух сторон маунт-камеру, невозможно представить. "Актеры", задействованные в фильме, покинули проект в 1980 году, и Райми потребовалось изрядно изобретательности, чтобы довести дело до конца. Кропотливость, ответственность и трудолюбивость Райми видна в каждом кадре. Например, в сцене с Шерил, рисующей напольные часы, камера показывает Шерил с нескольких ракурсов, в том числе, изнутри часов. То есть, видимо, Райми вынул маятник из часов и, точно соблюдая скорость его колебания, размахивал им перед объективом камеры. Вроде бы незначительная мелочь, но из массы таких мелочей состоит его мозаичный фильм, судорожный, лихорадочно-взбудораженный, вихреобразный и динамичный до сумбура. Сэм Райми промудился с фильмом кучу времени, зато получил прекрасный результат. Таких хорроров публика еще не видела. И это уже не просто абы какой дебют, а совершенно полноценная авторская работа, штучный товар, – за шесть лет Райми выработал свой фирменный стиль, которому впоследствии ни разу не изменил. Менялся только бюджет…
Мне же фильм нравится не столько потому, что Райми такой заебатый чувак, сумевший сказать новое слово в жанре, или потому, что фильм меня шибко напугал (хотя когда в отрочестве я смотрел его по видеомагнитофону, сидя в потемках, а друзья за стенкой гасились на "Спектруме" в какую-то фигню и издавали чудовищные вопли, было жутковато), а потому, что фильм повествует об "осаде в лесу". Тема изолированности от "большого мира" неизменно приходит на ум любому ребенку, который живет летом на даче и вдруг, в один прекрасный момент, остается дома один. Он ложится спать, слушает жучка-короеда и шум сосен, раскачиваемых ветром за хрупкими стенами времянки. Поскольку не спится, фантазия услужливо подсказывает сюжеты, теоретически возможные в здешних местах: в темное пустое садоводство из леса проникают волки-оборотни и бегают по улицам, низко пригнув голову к земле и вынюхивая жертву. Или, к примеру, в саду толпятся зомби, сшибая бестолковыми головами яблоки… Однако американские хоррормейкеры, в основном, довольствуются маньяками. Самое ужасное, что во всей куче этого би-мувного говнища про загородных маньяков за сотни лет отыскалась только одна подлинная жемчужина – "Резня бензопилой в Техасе" Тоба Хупера. Сэм Райми, однако, из тех правильных режиссеров, которые опираются на стихию, а не отклонения в психике человека. Пятеро молодых людей, в целях экономии приехавшие отдыхать в заброшенный домег в лесу, подвергаются атаке со стороны злых духов леса. Ситуация усугубляется тем, что зло также живет и в подвале. Постепенно каждый из ребят становится одержим злом. Самая шедевральная сцена: бывшая подруга Эша, превратившись в зомбиподобное уебище, сидит по-турецки на пороге комнаты. У нее идиотская ухмылка от уха до уха и закатившиеся глаза. Мерзким голосом, раздражающим зрителя еще с самого начала фильма, она достаёт Эша песенкой: "Мы тебя достанем, мы придем за тобой…"