Жан-Пьер Мельвиль скончался до обидного преждевременно. 55 лет – это не возраст для смерти. Он умер, как и его неудачливые герои – в самом расцвете творческих сил (подозреваю, кстати, что также флегматично). То есть, тогда, когда уже был набран богатый опыт, но хватало и энергии. Наверняка он не предполагал, что совершенно проходной "Шпик" станет его последним фильмом. Это явно не "венец – делу конец".
В "Шпике" выдержана холодная атмосфера "Самурая", только Ален Делон на сей раз играет полицейского. Впрочем, разница между ментом и киллером невелика. Перед начальными титрами цитируются слова небезызвестного Видока: "Если люди и вызывают у полицейского какие-то эмоции, то это всего лишь двусмысленность и насмешка". Ричард Кренна играет его знакомого, который вместе со своими товарищами, бывшими высокопоставленными работниками банков, уволенными по возрасту или сокращению, грабит банки. А также поезда. Причем ограбление купе обставлено довольно комично. План разработан досконально. Учтен даже "человеческий фактор": грабители отчего-то уверены, что чувак, которого они хотят обнести на чемодан героина, уснет именно тогда, когда им будет нужно. Склонит голову на подушку и закемарит именно в тот двадцатиминутный отрезок времени, который они могут себе позволить. Самое удивительное, что так и происходит. Ну, тут грабитель вынимает из кармана огромный мультипликационный магнит (вроде того, что был в "Кто подставил кролика Роджера?") и, водя им по наружней стороне купейной двери, принуждает цепочку пасть!
Между Кренной и Делоном стоит Катрин Денев, колебливая как стрелка компаса: спит с элегантным полицейским Делоном и обстряпывает темные делишки с элегантным грабителем Кренной. Ален Делон, естественно, ничего такого не подозревает. Он даже не догадывается, что, на самом деле, ловит своего знакомца.
В финале фильма торжествует закон, но зрителю от этого не легче.
"Un Flick" наводит уныние и скуку, но испытания, выпавшие на долю зрителя (если он, конечно, не адский фанат классических французских "полицейских фильмов"), немного компенсируются песней Шарля Азнавура "C'est ainsi que les choses arrivent" в исполнении Изабель Обре, которая звучит в финальных титрах. Я немедленно нашел ее в интернете и скачал на память.