Ситуация с современным российским кино настолько абсурдна, что на тебя производят самое сильное впечатление не те фильмы, где налицо серьезные достоинства, а картины, где просто нету лажи. Нет лажи и дешевых понтов, нет “тарковщины”, а также ощущения этнической и географической ущербности. “Одиночка” – нормальное жанровое кино.
Дешевое, простое, с обычной телесериальной картинкой, грустным Шевчуком на саундтреке и заставкой “НТВ представляет”. Обычный, всем знакомый ширпортреб от людей, работавших еще над сериалом “Улицы разбитых фонарей”. Но почему впервые за последние две недели российской кино-епитимьи у меня не появилось острое желание включить перемотку или сходить покурить на балкон. Загадка.
Главный козырь фильма – его сюжет. Лейтенант ФСБ Андрей Громов получает своё первое задание – отправиться на зону, втереться в доверие к известному преступному авторитету, а потом сдать коллегам его банду. Но задание проваливается. Авторитет через две недели умирает от инфаркта, а про героя… “забывают”. Вместо обещанных 18 месяцев он проводит за решеткой 12 лет. От звонка до звонка, за совершенное другим человеком убийство.
Спустя эти 12 лет “потерянный” чекист выходит на свободу и пытается разобраться в случившемся. Первый же человек сообщает неутешительные вещи. “Про тебя просто забыли. Ты – жертва бюрократической ошибки. Я был твоим рекрутером на этой операции, но меня потом перевели на другое задание. Я даже не подозревал, где ты и кто ты. Извини, друг. Так уж получилось” Но “потерянному” чекисту мало бесплатных извинений. Он хочет поговорить со своим бывшим куратором, ныне – генералом ФСБ в отставке и президентом крупного коммерческого холдинга.
Генерал тоже узнает о его возвращении и отдает охране простой и четкий приказ: убить нахуй, нет человека – нет проблем. Дальше начинается “Макс Пэйн” вперемешку с Джоном Ву. С вырезанием целого охранного агентства, стрельбой с двух рук и скольжением на спине по скользкому паркету.
От Джона Ву здесь, кстати, еще и второй главный герой, “зеркало” первого. 12 лет назад грабитель в маске вломился в здание сберкассы и без особой надобности убил одну из заложница. Погибшая была женой крутого опера.
Как не трудно догадаться, за убийство женщины на зону отправился наш "потерянный" чекист, и опер Фролов 12 лет ждал его возвращения на волю. За эти годы он превратился в полковника милиции, которого боится весь город. Сурового и мрачного типа, без моральных колебаний ломающего задержанным подонкам руки и унижающего авторитетов на глазах у их людей.
Опера Фролова хер напугаешь, у него уже есть могила с черным надгробием, на пару с его мертвой супругой. Там на черной плите его фотка и табличка без второй даты. Могила стынет и много лет ждет своего хозяина.
Все мы видели фильмы Джона Ву и понимаем, что валить финального босса чекист и опер пойдут вдвоем. Все мы любим фильмы Джона Ву и уже знаем, что кончится это очень плачевно и сентиментально. Как это и принято в азиатском кино.
Вот только есть у меня нехорошее подозрение, что авторы этого фильма про Джона Ву даже не вспоминали. Что еще хуже, они могли про него вообще никогда не слышать. В конце концов, каждый видит на экране только то, что сам ожидает там узреть.
В этом и заключается самая страшная и пугающая магия кинематографа. Особенно, российского.