В главных ролях: Ежи Штур. В ролях: Галина Петрова, Николай Караченцов, Владимир Головин, Лиза Махульска, Виктор Степанов, Олег Шкловский, Василий Мищенко.
Интересные факты о фильме:
Польскому актеру Ежи Штуру очень не нравилась эта работа на советской киностудии, вдобавок, именно тогда у него начались проблемы со здоровьем (по возвращению в Польшу у него случился сердечный приступ). Так что выражение омерзения, которое написано на лице американского гангстера Поллака (то есть Поляка) во время его пребывания в Одессе 1920-х годов, обязано своим возникновением не только актёрскому мастерству Штура.
Отец режиссёра фильма Ян Махульский появляется в первых кадрах (предыстории) в роли босса мафии дона Чимино — его образ явно отсылает к дону Вито Корлеоне в исполнении Марлона Брандо в "Крестном отце": Махульский говорит по-английски с акцентом и с очень невнятной дикцией.
В фильме цитируются: "Невероятные приключения мистера Веста в стране большевиков", "Король в Нью-Йорке", "Чапаев", "Мы из Кронштадта", "Оптимистическая трагедия", "Однажды в Америке" Серджио Леоне и другие.
Cын Владимира Высоцкого Никита Высоцкий появляется в одном из эпизодов, как русский джазмен (с банджо), показывающий Поллаку правильную синкопу.
В качестве "Булочной Нечипорука" снималось здание детской библиотеки г. Одесса.
Отличная эксцентрическая комедия Юлиуша Махульского, выйдя на советские экраны в новогодние каникулы 1990-го года, ознаменовала собой начало новой эпохи.
Артист Николай Караченцов произносит в одной из сцен пророческие слова: "Хотелось бы, чтобы у нас была мафия… но для этого надо много и упорно работать!"
Нынче, двадцать лет спустя, подытожим:
Потрудились на славу!
Во время новогоднего "праздника" хорошо одетые джентльмены удачи выступают аж на фоне Кремля.
Но вернемся к кино. Фильм иллюстрирует гипотетическую ситуацию: что было бы, если б мафия 20-х годов, так, как ее изображает Голливуд, столкнулась бы лоб в лоб с нравами и традициями Страны Советов эпохи развитого НЭПа.
Как известно, мафиозные структуры США национально разнородны. Ничего удивительного, что в их ряды затесался одессит Микита Нечипорук. Он осуществляет доставку нелегального виски из Одессы в США "северным путем" через Аляску, но, схваченный полицией, в обмен на свободу сдает своих "американских партнеров". Взбешенные макаронники обращаются за помощью к наемному убийце-поляку, обладающему, что очевидно, еврейскими корнями (Серджио Леоне наглядно изобразил брутальную жестокость еврейских мафиози). Он отправляется в Одессу, чтобы поквитаться с обидчиком итальянцев.
Итальянские мафиози носят фамилии итальяно-голливудских актеров и режиссеров: Чимино, Скорсезе, де Ниро… Но за помощью они обращаются к еврею Поллаку – Сидни Поллаку, влиятельному голливудскому режиссеру и продюсеру…
Когда скрытный и немногословный Поллак отправляется в Одессу, он не представляет, что его ждет.
Ничего не подозревающих пассажиров облепляют пионеры, представители рабочих профсоюзов, принаряженные общественники, жизнерадостные и любопытные: иностранец для них в диковинку. "Это вам не штатишки", — с восторгом говорит чувак на паспортном контроле. С потрясающим остроумием Махульским показана препакостная черта: отсутствие понятий о "личном пространстве". Как-то раз я читал про новаторский архитектурный проект какого-то учебного заведения, возведенного в 20-х годах. По замыслу строителей студенты должны были практически все свое время проводить в обширных, залитых солнечным светом аудиториях, лекционных залах, столовой, учась, общаясь и взаимодействуя с товарищами… Конечно, студентам отводились келейки – тесные и мрачные, приспособленные исключительно для сна. Однако, к изумлению проектировщиков, на практике идея на сработала: студенты забивались в кельи и проводили большую часть времени именно там... Впрочем, примерно об этом же писал еще Евгений Замятин в романе "Мы".
Герой "Дежа вю" впадает в экзистенциальный ужас от навязчивой, широкосердечной гостеприимности, но работу делать надо. И он, применив все свои умения по "отрыву от хвоста", погружается в абсурдную действительность… В фильме будет один переломный момент, сделавший бы честь иному фантастическому фильму или фильму ужасов: Поллак получает по голове и теряет память. Он приходит в себя и забывает обо всем, что знал и умел. Это предполагает новый взгляд на реальность, которая ужасающе абсурдна, но при этом – закономерна и даже почти неизбежна…