Награды: 2 "Оскара" — лучший оператор, лучшая актриса второго плана (Э.Парсонс). 2 BAFTA — самые многообещающие новички (Ф.Данауэй, М.Дж.Поллард). Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм, лучший иностранный режиссер. Bodil Awards — лучший неевропейский фильм. David di Donatello Awards — лучшая иностранная актриса (Ф.Данауэй). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм. Laurel Awards — лучшая экшн-драма, лучшая драматическая актриса (Ф.Данаэуй). Mar del Plata Film Festival — лучший фильм. Motion Picture Sound Editors, USA — лучший звуковой монтаж. National Society of Film Critics Awards, USA — лучший сценарий, лучший актер 2 плана (Дж.Хэкман). New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий. Writers Guild of America, USA — лучший сценарий "американской драмы", лучший оригинальный сценарий.
National Film Registry.
Интересные факты о фильме:
Джейн Фонда отклонила роль Бонни Паркер, поскольку не хотела переезжать из Франции в США.
Саундтрек фильма динамичен, количество децибел меняются от сцены к сцене. Во время премьеры в Британии осторожный местный киномеханик старательно выправлял звук :)
Первой кандидатурой на режиссерский пост был Франсуа Трюффо, но тот предпочел заняться экранизацией романа Рэя Брэдбери "451 по Фаренгейту".
После выхода фильма на экраны в моду вошли береты (Бонни Паркер носила берет).
На роль Бонни Паркер рассматривались Тьюзди Уэлд, Энн-Маргрет, Кэрол Линли и Сью Лайон. Кроме того, одной из претенденток была сестра Уоррена Битти Ширли Маклейн. Потом, когда Битти решил сыграть Клайда, кандидатура сестры отпала сама собой. Битти упрашивал сняться в этой роли свою тогдашнюю жену Натали Вуд, но та не хотела. Также на прослушивание ходила Шер, однако ее муж, он же менеджер, Сонни Боно пришел в дикую ярость, поскольку фильм обещал быть слишком "спорным".
Уоррен Битти предлагал снять фильм в черно-белом цвете, но "Уорнер бразерз" отвергла это предложение.
Артур Пенн, очарованный использованием сло-мо в фильмах Куросавы, пошел по стопам японского классика.
Бланш Барроу подала на "Уорнер бразерз" в суд за вопиющую недостоверность ее изображения.Версия для печати
Современному зрителю трудно, конечно, оценить эту картину по достоинству. Но не будет преувеличением, если я скажу, что в середине 60-х фильм Артура Пенна "Бонни и Клайд" изменил мир кино не в меньшей степени, чем в середине 90-х поменял всеобщий "синематографический дискурс" фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво".
Артур Пенн сделал одновременно новаторский фильм и фильм в стиле "ретро". Провернул занятную киноэкстраполяцию.
Героями его фильма являются реально существовавшие исторические личности, парочка молодых бандитов, орудовавших в начале 30-х, – Бонни Паркер и Клайд Бэрроу.
Но характеры героев взяты отнюдь не из реальных биографий Бонни Паркер и Клайда Бэрроу. И даже более того: стервец Пенн вовсе не собирался задействовать в своем фильме устоявшиеся жанровые клише. Он проворачивает своеобразный, отчасти даже постмодернистский трюк.
Он обращает взор в сторону современной ему молодежи и превращает своих ультра-классических кинематографических героев в современных ему "детей цветов", которых ВНЕЗАПНО прёт не только любовь, но и насилие.
"Мы – Бонни и Клайд. Мы грабим банки".
Эта фраза превращается в действенный манифест. К молодым героям присоединяются возрастные "грабители". Они ищут свою выгоду, но не понимают, зачем им это нужно На Самом Деле.
Микки и Мэлори Нокс из "Прирожденных убийц" Оливера Стоуна — самая блестящая современная аватара Бонни и Клайда.
"Бонни и Клайд" породили целый сонм героев, руководствующихся самыми смутными мотивами, но свободолюбивыми по натуре, а также, в большей или меньшей степени, склонными к занятному, потешающему зрителя экранному насилию: это Бутч Кэссиди и Санденс Кид, Тельма и Луиза, Сейлор и Лула… Продолжать можно бесконечно.
Бонни и Клайд идут по жизни легкой поступью и ни к чему не относятся серьезно. Артуру Пенну немного не хватило смелости, а может быть, желания, чтобы превратить фильм в постмодернистский пастиш, или, по-крайней мере, в кич. Фильм двигался в этом направлении, но застрял на полпути, превратившись в мощную "авторскую" глыбу, в скособоченный от времени памятник, воздвигнутый на склоне горы с гигантскими буквами HOLLYWOOD.
При этом фильм Пенна не является "независимым" проектом. Это – мейнстрим. Но без иронии режиссера, без его сверхталантливого издевательства над жанром гангстерского кино и даром провидения… мы бы получили в лучшем случае нео-нуар.