Ожидание "продолжения" – приятное ожидание, и ожидающий не терпит разочарований. Тяготение зрителя к "продолжению" заложено самой природой. Сперва ребенок проникается мыслью о том, что день и ночь меняются местами. Потом его нахлобучивает понимание сезонности. Ребенок уясняет для себя странно успокаивающую штуку: что после зимы настает весна, потом – лето, потом – осень, потом снова зима. И программа начинается заново, но – с вариациями в виде температурных колебаний и включения в жизненный процесс новых сюжетных коллизий. Повторение идет рука об руку с обновлением.
Поскольку мы тут говорим о кино, то нелишне напомнить, что в 1913 году не было телевизора. Но уже было кино. И уже были сиквелы. Одно и то же кино повторялось, даруя приятную сердцу стабильность.
Фундаментальная стабильность приносит радость.
Луи Фейяд снял кинофильм "Фантомас" по одноименному авантюрному роману Марселя Аллена и Пьера Сувестра. Роману, написанному, как говорится, "для быдла". Легкое, примитивное, развлекательное чтиво превратилось в аналогичный фильм. Правда, фильм, ввиду недостаточной "технологичости" производства, оказался почти полностью лишен динамики. Тем не менее, стоит отметить, что Фейяд преотлично вычленил главную фишку романа. Его Фантомас, таинственный и неуловимый преступник, – фантасмагоричен, непонятен, страннен, готов совершать ужасные и нелепые поступки. "Немота" тогдашнего кино добавляет Фантомасу лишних бонусов, поскольку реплики остальных героев неуклюже замирают в интертитрах, тогда как главный герой (напомню, в высшей степени отрицательный герой) не склонен к болтовне, и за счет этого непознаваем.
В "Фантомасе" также заложена фича, которая станет Главным Правилом Грамотного сиквела. А правило звучит так: сиквел должен быть эффектнее и разнообразнее, в сиквел должно быть вложено больше бабла. Вот и здесь. Неожиданно фильм делает качественный скачок вперед: после унылой камерной первой серии (кстати, мне не раз говорили друзья: "Пилотные серии обычно бывают галимыми"), вторая серия поражает обилием натурным съемок, разнообразием сцен, а сам Фантомас становится в разы злобнее: он уже не просто грабит богатеньких буратино, но и, например, отправляет поезда с только что ограбленными буратино под откос – дабы не оставлять свидетелей )
Фантомаса преследует инспектор Жюв… Мало того, что фильм представляет собой сериал, так ведь еще и каждый отдельный фильм дробится на отдельные эпизоды, в каждом из которых Фантомас обводит Жюва вокруг пальца, превращая сыщика в окончательного терпилу, немощного дурака.
Фильм был просто обречен на пародию. Которая заставила себя ждать лет пятьдесят, но все же появилась (с Жаном Марэ в роли Фантомаса и Луи де Фюнесом в роли инспектора Жюва).
А вскоре должен выйти на экраны фильм Кристофа Ганса…