Режиссер:
Кевин Костнер. Сценарий: Майкл Блейк, Оператор: Дин Семлер, Композитор: Джон Бэрри.
В главных ролях: Кевин Костнер. В ролях: Мэри МакДоннел, Грэм Грин, Родни А. Грант, Флойд "Ред Кроу" Уэстермен.
Награды: 7 "Оскаров" — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий, оператор, композитор, монтаж, звук. 3 "Золотых глобуса" — лучший фильм, режиссер, сценарий. Kinema Junpo Awards — лучший иностранный фильм, приз зрительских симпатий. МКФ в Берлине — "Серебряный медведь". Mainichi Film Concours — лучший иностранный фильм. National Board of Review, USA — лучший фильм, режиссер. Robert Festival — лучший иностранный фильм. American Cinema Editors, USA — лучший монтаж. American Society of Cinematographers, USA — лучший оператор. Casting Society of America, USA — лучший кастинг. Awards of the Japanese Academy — лучший иностранный фильм. BMI Film & TV Awards — музыка. Chicago Film Critics Association Awards — лучший оператор. Гильдия режиссеров США — лучший режиссер. Гильдия сценаристов США — Гран-при. Environmental Media Awards, USA — EMA Award. Golden Screen, Germany — Golden Screen with 1 Star, Golden Screen. Grammy Awards — лучшая музыка к фильму. Guild of German Art House Cinemas — Гран-при. Nikkan Sports Film Awards — лучший иностранный фильм. PGA Awards — продюсеры года (Дж.Уилсон, К.Костнер). Political Film Society, USA — PFS Award. Western Heritage Awards — "Бронзовая повозка". Young Artist Awards — лучший семейный фильм.
Фильм внесен в Библиотеку Конгресса США..
Интересные факты о фильме:
За исключением открывающей фильм батальной сцены, все остальные сцены отсняты в прямой последовательности.
Фильм снимался во время засухи, поэтому приходилось пригонять грузовики с водой, дабы заполнить пруд возле форта Седжвик.
В роли серого приятеля Данбара снялись два волка. Одного звали Бак, другого — Тедди.
В фильме задействовано стадо в 2000 бизоньих голов. Это самое крупное стадо бизонов в Америке. Во время съемок бизоны уничтожили 9 кинокамер. Съемки проводились на ранчо Роя Хоака, служившего на посту вице-губернатора Южной Дакоты в 50-х, он же оказывал съемочной группе посильную материально-техническую поддержку.
Костнер потратил 250 000 долларов на аниматронных бизонов в сценах, где живым зверям теоретически мог быть причинен вред.
Первой кандидатурой на роль Данбара был Вигго Мортенсен. Также потенциальным кандидатом на эту роль являлся Том Беренджер.
Чтобы добиться реализма, Костнер нанял преподавателя по языку племени лакота. Язык был трудным, поэтому, чтобы не тратить слишком много времени, из языка изъяли грамматические роды.
Майкл Блейк написал сценарий в начале 80-х, а Костнеру он попал в руки в 1986 году.
Музыкальная тема из фильма была одной из любимых композиций папы Иоанна Павла II.
Заработав только в американском прокате 184 миллиона долларов, фильм стал самым кассовым вестерном всех времен и народов.
Последний фильм, смонтированный монтажером Нилом Трэвисом по старинке. В дальнейшем он использовал цифровые программы — Montage и Avid.
Джон Барри написал музыку к фильму сразу по прочтении сценария.Версия для печати
Рождение американской нации сопровождалось гибелью многочисленных наций, которые даже не знали, что они – "американские"… В 1990-м году актер Кевин Костнер удивил мировую кинообщественность, спродюсировав и сняв в качестве режиссера фильм про индейцев "Танцы с волками", фильм, который сломал парадигму голливудского вестерна. Костнер, разумеется, сыграл и главную роль – лейтенанта Данбара, разочарованного и уставшего от войны человека, который ищет относительного покоя на границе с индейской территорией. Данбар не знает, что за несколько дней до его приезда форт был оставлен здешними людьми, разочарованными и уставшими от существования на выселках. Приехав в форт, Данбар становится, по сути, Робинзоном. А его Пятницей становится такой же одинокий волк. Но вскоре Данбар знакомится с индейцами племени сиу… Он тянется к ним, им любопытен он. Вскоре Данбар становится "белым индейцем" и с ужасом ждет прихода полчищ бледнолицых врагов…
В Голливуде принято отводить индейцам второй план. Как правило, это безликая сила, натурально – дикари, омрачающие существование главным героям, чьи психологические портреты выписаны сценаристами относительно тщательно. Конечно, бывали и исключения: навскидку пришли на ум два фильма – "Hombre" Мартина Ритта и современный вестерн Фрэнка Роддама "На тропе войны". Но Кевин Костнер проделал гораздо более значительную работу: вместо скромного фильма, показывающего, что индейцы – тоже люди, со своими принципами, культурой, традициями, он сделал 235-минутный блокбастер (столько длится режиссерская версия) в классическом духе и даже с интерлюдией в виде статичной заставки под музыку Джона Барри, в классической же аранжировке, дабы в это время респектабельные посетители кинозала могли освежить свои бокалы. Классический эпик в духе "Доктора Живаго", "Звуков музыки", "Моей прекрасной леди" – заметим, что Голливуд отплатил сторицей, выдав фильму словно бы по инерции пачку "Оскаров", – даже при том, что фильм грубо нарушал устоявшиеся каноны, превратив бледнолицых в грубую, агрессивную, безличную силу (среди которой Данбар – исключение из правил, белая ворона) и в то же время превознеся индейцев.
У этого неожиданного и визуально впечатляющего гибрида вестерна с эко-драмой в 2010 году появился римейк — "Аватар" (одно название камероновского фильма многое объясняет; "аватаром" в индуизме называется воплощение бога на земле – т.е., в некотором смысле, подобие, римейк).