Режиссер:
Вадим Абдрашитов. Сценарий: Александр Миндадзе, Оператор: Владимир Шевцик, Композитор: Вячеслав Ганелин.
В главных ролях: Олег Борисов, Сергей Шакуров, Сергей Никоненко, Александр Пашутин, Петр Зайченко, Алексей Жарков, Борис Романов. В ролях: Елена Майорова, Лилия Гриценко, Марина Шиманская, Анжелика Неволина.
Награды: МКФ неореалистического кино в Авеллино — "Золотое плато"..
Пересмотрел "Парад планет", фильм, сильно торкнувший меня в юности своей фантасмагоричностью, которая слабо вязалась с другими советскими киноработами того (и до того) времени.
Но неожиданно впечатление оказалось прямо противоположным тому, старому впечатлению. Неожиданно у фильма оказалась прекрасная задумка и слабая реализация, тогда как раньше все выглядело с точностью до наоборот.
Итак, группу 40-летних чуваков призывают на "военные сборы" (их играют разные известные советские артисты – Олег Борисов, Сергей Шакуров и т.д.). Сюр начинается практически с первых кадров: немолодые призывники не пьют, а очень старательно, исполнительно делают свою нелепую бессмысленную работу – перегоняют танк с одного места на другое. Из-за кустов они мнимо расстреливают другие танки, выполняя поставленную перед ними задачу: срыв установки понтонного моста. Вскоре прибывает начальство, объявляет взводу благодарность. После чего приказывает вернуться в лагерь и разойтись по домам. "Как же так?" — недоумевает командир взвода. – "А как же дальнейшие боевые действия?" Начальство объясняет, что взвод накрыло мнимой ракетой. То есть, взвод мертв. И об этом было известно заранее. "То есть, вы нас специально отправили под ракетный удар?" — злится взвод. Но потом плюет на это дело и идет купаться вместе с "подорванным" ими вражеским взводом.
Вскоре мы понимаем, что обычное купание в реке, которое бывает после дневных и, возможно, праведно-патриотических трудов, в этой намеренно затяжной сцене превращено в символический обряд обмывания мертвого тела… Это даже не "мертвые хоронят своих мертвецов", а мертвые хоронят сами себя. Естественно, символически. К тому же по-русски: с шутками и прибаутками. Ну, а потом начинаются мытарства: мужикам никак не добраться до дома…
Путешествие по псевдозагробной жизни выглядит уныло. Сначала это похоже на подражание, причем очень слабое, "Городу женщин" Феллини. Герои оказываются в провинциальном городке, который населен исключительно женщинами; они даже принимают участие в дискотеке, — вообще прямая ссылка на феллиниевский фильм. Но там, где у Феллини был сюр, гротеск и брызжущий энергией балаган, у Вадима Абдрашитова – вялый, целомудренный, выродившийся соц-арт. В этих сценах мы видим отражение двусмысленной ситуации, в которой оказалось большинство советских режиссеров (не только Абдрашитов): им не хватает тонкости, чтобы суметь передать посредством синематографа таинственный ужас потустороннего мира, но в то же время не достает вседозволенности, самостоятельности, да и просто, по-видимому, шансов, чтобы быть хотя бы шокирующе эксцентричными…
Впрочем, предфинальный и довольно длинный эпизод с посещением дома престарелых, расположенном возле кладбища, выглядит впечатляюще… Вот уж что-что, а меланхоличные осенние кладбищенские сцены и бытовуху в советском кино снимать научились.
Фильм заканчивается оптимистично: наших героев выпускают из странного потустороннего мира в обыкновенную советскую реальность, потому что они хоть и умерли, да не по-настоящему.