Как-то раз, глухой ночью, я засыпал, почти победив сон. Мы с ним боролись за зрелище. Сон, как явление природное, пытался вырвать из тисков моей воли иллюзии, спродуцированные человеком. Вернее даже сказать, целой командой. Командой энтузиастов и злоумышленников, талантивых австралийских постановщиков во главе с Питером Уиром. Да, сейчас я буду восхищаться филемом Питера Уира "Последняя волна", который опрокидывает зрителя в мир дикий и магический, за которым человек может только наблюдать, но управлять им — никогда.
Картинка ярко зарешечена неким стандартом, установленным Расселом Бойдом и Питером Уиром. Сам глянец во плоти. Но сквозь весь фильм сочится вода. Иногда она обращается в град и забивает крышу провинциальной школы насмерть. Иногда течет из переполненной ванны на пол и засирает ковровую дорожку, что стелится до первого этажа. Главный герой, достаточно молодой адвокат Дэвид Бертон, примерный семьянин, занимающийся коммерческой недвижимостью, вдруг начинает видеть кошмарные сны. Совершенно жуткие звуковые эффекты: через синее безмолвие начинает сочиться монотонный звук, который превращается в заунывнейший, отдаленный мяв котов, скорей напоминающий странный и слишком осмысленный хор. А потом вдруг появляется молчаливая коренастая фигура человека на фоне воздуха, пронзенного каплями влаги. Друг адвоката подкладывает нашему герою поросячью, как выясняется, услугу — новое и будто бы "плевое" дело: защищать нескольких аборигенов, обвиненных в убийстве собрата. И во время бесед с этими чумазыми аутистами, до Бертона доходит, что сам он не человек. Кто он? Он "мэлкроу" — загадочный посредник между миром снов и миром реальным. Сцена "разоблачения", пожалуй, одна из самых жутких сцен, которые мне доводилось видеть на киноэкране.
До чего же ловко сделан фильм: при всей своей яркости он буквально дышит безысходностью и беспомощностью, рисует портрет человека, находящегося во власти стихий и непонятных ему сил, которые вторгаются в привычный, казалось бы, неизменный уклад жизни. Очень символичен финал: подобно Одиссею, отчаявшийся найти выход главный герой скитается всю ночь… только вот скитается он по канализационным трубам, стокам и коридорам, порождениям его же цивилизации, а потом вытряхивается на песчаный берег. Над морем встает солнце: и тут героя настигает прозрение — он видит, предчувствует, что грядет последняя волна, злобное порождение Океана, Хаоса… грядет, одним словом, пиздец, которому он, жалкий очевидец, никогда не сможет помешать…
Вот такой невероятно зловещий фильм, сделанный в жанре очень гламурного детектива режиссером Питером Уиром, который если и не породил австралийский кинематограф, то вдохнул в него живую жизнь и наделил немалым удельным весом... а также стал первым австралийским "леммингом", в середине 80-х взявшим курс на Голливуд, но не потерялся и там, не бросился с обрыва и не пропал. Редко, но метко радует и по сей день кенозрителей сказочно красивыми постановками вроде "Хозяина морей".