Долгое время я пребывал в уверенности, что самым красивым фильмом Дарио Ардженто была и навсегда останется "Suspiria", пряная готическая история про ведьм в балетной школе. Я думал так до тех пор, пока на blue-ray не появился "Profondo Rosso", снятый двумя годами ранее, но не уступающий "Суспирии" по красоте. Фильм поражающий воображение, наполняющий душу восторгом, доставляющий огромное эстетическое наслаждение. Мир "Profondo Rosso" – это мир сочных теней, золотых и алых красок, странных персонажей и удивительно изощренных, изобретательных, шокирующе показанных смертей. Отметим также прихотливый детективный сюжет, в котором за расследование берутся "посторонние люди". Таким "посторонним" человеком является главный герой фильма, английский джазовый музыкант Марк (его играет Дэвид Хеммингс, звезда "Блоу апа" Антониони). Он вдвойне "посторонний": во-первых, он иностранец, во-вторых, берет на себя несвойственные ему функции – ведь расследованием убийства должны заниматься профессионалы. Убита соседка Марка – убита на его глазах. Он стоял в это время у дома и трепался со своим приятелем, молодым джазменом-алкоголиком. Соседка Марка – телепат, что добавляет детективному сюжету фантастичности. Кроме того, Ардженто традиционно обращается к "играм разума": вбежав в квартиру соседки, Марк видел какую-то картину… а потом эта картина исчезла. "Значит, на картине было что-то важное", — говорит его друг-музыкант. Но Марк не уверен, видел ли картину на самом деле, или ему просто мерещится, что он ее видел. Ключ, который должен привести к разгадке, может быть "мнимым ключом".
Ардженто рассказывает невероятную историю легко, раскованно, непринужденно, увлеченно, то и дело вплетая в сюжет совершенно сюрреалистические сцены, — и фильм действительно захватывает с первых кадров. В фильме нет той неистовости, которую мы находим в "Суспирии", но зато леденящая душу история пронизана неподражаемым юмором, — и это один из самых поразительных и органичных сплавов "ужасного" со "смешным" в истории жанра "хоррор" (в том же 1975 году на экраны вышел "Пролетая над гнездом кукушки", в котором "смешное" неразрывно связано с "безысходным" и "пронзительно-грустным"). Наконец, это еще и любовная история: Дариа Николоди, жена Ардженто, играет репортершу криминальной хроники, которая помогает герою в расследовании: с ними приключается необязательный и очень забавный любовный роман.
Странное и прекрасное кино, способное удивлять и восхищать…