Режиссер:
Дэвид О. Расселл. Сценарий: Скотт Сильвер, Пол Тэймеси, Эрик Джонсон, Оператор: Хойте Ван Хойтема, Композитор: Майкл Брук.
В главных ролях: Марк Уолберг, Кристиан Бэйл. В ролях: Эми Адамс, Мелисса Лео, Микки О’Киф, Джек МакГи, Мелисса МакМикин.
Награды: 2 "Оскара" — лучший актер второго плана (К.Бэйл), лучшая актриса второго плана (М.Лео). Austin Film Critics Association — лучший актер второго плана (К.Бэйл). Satellite Awards — лучший актер второго плана (К.Бэйл). Broadcast Film Critics Association Awards — лучший актерский ансамбль, лучший актер второго плана (К.Бэйл), лучшая актриса второго плана (М.Лео). Capri, Hollywood — лучшая актриса (М.Лео). Central Ohio Film Critics Association — лучший актерский ансамбль. London Critics Circle Film Awards — лучший актер второго плана (К.Бэйл). Screen Actors Guild Awards — лучший актер второго плана (К.Бэйл), лучшая актриса второго плана (М.Лео). МКФ в Палм Спрингс — лучший режиссер.
А также еще куча призов различных ассоциаций кинокритиков актерскому ансамблю и, в частности, Кристиану Бэйлу и Мелиссе Лео..
Интересные факты о фильме:
Фильм должен был снимать Даррен Аронофски.
Эмили Блант отказалась от роли.
На роль Дика Эклунда претендовали Мэтт Дэймон и Брэд Питт.
Кристиану Бэйлу пришлось вновь сесть на свою знаменитую диету. Причем он исхудал настолько, что Уолберг публично выражал беспокойство по поводу его физического состояния.
Когда фильм только планировали снимать, Марк Уолберг послал сценарий Мартину Скорсезе, надеясь, что Скорсезе заинтересуется. Однако тот не заинтересовался. Бэйл предложил снять фильм Дэвиду О'Расселу.
Марк Уолберг отказался от гонорара, а Бэйл работал всего за 250 000.Версия для печати
Начало фильма: телекомпания HBO приезжает в индустриальный городишко Лоуэлл, чтобы снять документальный фильм про Дика Эклунда. Он — местная знаменитость, бывший боксер, в свое время побивший Шугар Рэя Леонарда. Эклунд ходит по району, здоровается с людьми, без устали шутит в камеру. "Это фильм о возвращении Эклунда", – говорит он. С ним рядом – его младший брат Микки Уорд, перспективный боксер, которого Дик тренирует…
На самом деле, камера, перед "кеноглазом" которой петушится Эклунд, делает зарисовки для сюжета под названием "Крэк в Америке". Дикки Эклунд – наркоман, погубивший свою боксерскую карьеру. Микки же – действительно перспективный боксер, и в то же время – покладистый и абсолютно нетемпераментный человек, на котором "ездит" его безумная и многочисленная ирландская семейка. Деспотичная мамаша братьев, Элис, является менеджером Микки: "Я пятнадцать лет в этом деле!" Она больше любит старшего сына, да и как его не любить? Например, зрители и кинокритики тоже полюбили Бэйла. Сыграв Эклунда, актер забрал все призы "в индивидуальном зачете", какие только мог, в то время как Уолберг остался у разбитого корыта. Публику привлекают сумасшедшие, неистовые характеры, открытые, шутливые, фанфаронские, при этом глубоко несчастные. "Тихий человек" остается незаметным. Но Уолберг сыграл блестяще. Три коротких мощных удара, которыми он валит Дика во время тренировки на ринге, – лучшие удары в фильме :)
Из этого сюжета, основанного, если верить титрам, на реальной истории, вполне могла получиться скучная, дидактичная картина – одна из бесчисленных спортивных драм, повествующих о вреде наркотиков и о трудной дороге к триумфу, когда приходится переступить себя, свой характер, свою среду, свои привычки и многое-многое другое.
Марк Уолберг (продюсер фильма, вытащивший на своих плечах этот проект, который поначалу абсолютно никого не интересовал), засылал сценарий Мартину Скорсезе. Ко счастью, тот отказался от постановки. Ко счастью – ибо в лучшем случае мы получили бы очередного "Бешеного быка", а в худшем – "Остров проклятых" ггг. Но пришел Кристиан Бэйл и предложил снять фильм Дэвиду О. Расселу, которого мы знаем по лучшему экшну 90-х "Три короля" (там, кстати, снимался Уолберг).
И Рассел снял безупречную картину (вот он – лучший фильм 2010-го года, и лучший спортивный фильм ever). Феноменально точная актерская игра и полудокументальная манера съемки наделяют несколько банальный сюжет подлинной жизнью. Блистательный же монтаж делает фильм компактным и беспредельно захватывающим; в фильме нет ненужных длиннот и целлюлитных провисаний, он преисполнен бешеного драйва. Это очень накачанный кинотекст... Фильм "Боец" заставляет поверить в то, что в Голливуде еще не окончательно разучились делать кино.
P.S. Пара слов об актерском ансамбле.
Если праздно поразмыслить и вернуться в прошлое, то есть, к пре-продакшну фильма, то приходишь к выводу, что Марку Уолбергу (известному в прошлом как белый рэппер Marky Mark), гораздо больше подошла бы роль Дика Эклунда. Во-первых, он старше Бэйла на три года, тогда как по сюжету Микки младше Дика на 9 лет, во-вторых, в то время, как Бэйл уже вовсю снимался в кино, Уолберг торговал наркотой и посещал с заломанными руками полицейские участки. Но, видно, с тех пор Уолберг настолько остепенился и "задобропорядочел", что от роли Эклунда убежал как от огня. Бэйл же, напротив, как обычно с готовностью принял вызов и первым делом сел на строгую диету, чтобы стать максимально похожим на торчка.
Эми Адамс очень выразительно играет барменшу, алкоголичку Шарлин, "кость в горле семьи Уорд-Эклунд", в которую влюбляется Микки. Эту роль предлагали Эмили Блант, но та отказалась. Это вторая роль за прошлый год, которая могла сделать ее звездой намбер ван, и от которой она отказалась ради того, чтобы сыграть в адском фуфле под названием "Путешествия Гулливера".
Только что в фактах о фильме я с удивлением прочёл, что фильм должен был снимать Даррен Аронофски. Это чертовски странно — учитывая, что приблизительно в это же время Аронофски снимал "Чёрного лебедя", а незадолго до того он снял, в общем-то, в чём-то похожую на "Бойца" картину — "Рестлера". В общем, на месте Аронофски снимать "Бойца" я бы не подписывался. Он и не подписался.
Не знаю, каким был бы фильм в исполнении Аронофски, но у Рассела получилось неплохо. Я сел смотреть картину с лёгким скепсисом — ну в самом деле, сколько можно? Опять "Разъярённый бык" по сто-пицотому разу? Ребята, может хватит? Однако, совершенно неожиданно, в какую-то минуту фильм из "Разъярённого быка" превратился вдруг в картину... о семейных ценностях. И даже не так. В картину о том, что семья иногда не дополняет тебя, а противопоставляется тебе. О том, что те, кто тебя любят, часто рубят тебе крылья и тушат свет. О том, что иногда, чтобы идти дальше, надо сбросить балласт, и этим балластом, отчаянно тянущим тебя назад, могут оказаться самые близкие тебе люди. О том, что иногда приходится делать выбор: ты или люди, которые тебе дОроги. И уж, конечно, блять, это бывает чертовски трудно сделать.
Я совершенно ничего до этого фильма не знал о Микки Уорде (ну, кроме того, что это такой боксёр), даже его боёв с Гатти я не смотрел. Как-то я лёгким весом вообще не интересуюсь. Поэтому смотреть фильм мне было довольно интересно — временами картина вдруг перескакивала с одной темы на другую, меняла тональность, даже в какой-то степени жанр. Хорошая, добротная история, отлично сыгранная и поставленная. Пользуясь случаем, присоединяюсь: "оскара" Бейлу дали исключительно заслуженного. Наконец-то. Мы уж думали, что никогда.
Говорят, и Уолберг и Бейл играли в этом фильме то ли бесплатно, то ли за какие-то мизерные гонорары: за идею, в общем. Если так, то что, молодцы. Идея хорошая.
От полного провала в омут бесконечного количества фильмов про боксеров это кино спасает только игра Бэйла, изображающего дерганого торчка, и орда похожих друг на друга женщин, эдакая сестринская свита, следующая по пятам воинствующей матери и не имеющая никаких собственных занятий. "Боец", впрочем, не столько о боксе и не столько о битве, которая идет на ринге, а о битве за самостоятельность, попытку отделения от засасывающей мягким ртом бездны местечковой семейственности, где никакие резкие решения никому не нужны.
Микки и Дикки — братья. Дикки — боксер в прошлом, а сейчас любитель крэка, вечеринок, такой ненормальный клоун, тусующий по притонам и постоянно опаздывающий на тренировки. Микки — младший, никак не способный избавиться от иллюзии "старший брат-герой", хотя старший брат постоянно его кидает, но возвращается, как ни в чем не бывало. Их мать — его менеджер, что уже опасно само по себе, но ко всему прочему женщина не видит никакого смысла кроме пережевывания победы старшего сына и надежд на будущее младшего. Но желания лучшего для Микки заканчиваются для него проигранными боями и отсутствием возможности нормально потренироваться. В итоге он находит себе официантку, нового тренера и посылает старшего братца нахуй, а там и победы приходят.
Если бы все так и закончилось, мы имели бы обычное морализаторское кино, от которого не тошнит только правильных девочек в передниках. Здесь, правда, используется ироничное построение фильма, где над героем как Дикки, так и Микки откровенно подтрунивают. Бэйл снова похудел и превратился в такую беззубую шепелявую гопоту в кепке наоборот, это забавно. Но вставки про побег от полицейских или будни притона скрашивают фильм несильно. Лично я подобные картины с монтажом тренировок под бодрую музыку перед ответственным боем искренне презираю — все они одинаковы и не стоят траты пленки.
При этом играют что Бэйл, что Уолберг, что актриса, изображающая их мать, очень убедительно. Но зачем все это было? Любой здравомыслящий человек должен понимать, что в определенный момент должен наступать разрыв с семьей, человек должен узнать, чего он стоит сам по себе, принять собственные решения. Концовка же "Бойца" еще и наддает печали по поводу того, что можно помириться, найти компромиссный вариант, когда никто не пострадает, и все останутся довольны. Возможно, за счет этого он вызывает еще больше недоумения, чем фильмы в духе "Рестлера". Так и хочется сказать: "Ай, какие молодцыыы" и закатить глаза.