Не, к Жозе Сарамаго вопросов нет. Он считался вроде как автором, работающим в области т.н. магического реализма. А магический реализм, я вам скажу, это довольно специфический жанр. Вроде бы очевидно, что, если приноровиться, в нем довольно просто писать — развитие характера здесь опционально, атмосфера тоже, стиль тем более, произведение держится за счет сюжета, как, например, в фантастике или детективе. Только почему-то магический реализм считается более респектабельным, что ли: за него дают Нобелевку, а фантастам не дают. Наверно, потому, что там, где в фантастике мысль, в детективе загадка — в магическом реализме "философия". Жозе Сарамаго тоже дали Нобелевскую премию, у него вместо философии пропаганда. Я, честно говоря, не читал, но осуждаю.
Магический реализм является "простым" жанром (по крайней мере, внешне), то есть такой воронкой, куда устремляются писатели, которые в других жанрах реализоваться не могут или не хотят. Другим таким же "простым" отстойником кажется так называемый "постмодернизм", игра смыслами. В случае магического реализма понавылезало каких-то в основном почему-то Диего Педровичей и Паоло Карлушевичей, все сидят, как тараканы, в латинских странах и считают себя представителями школы магического реализма. Латинские магические тараканы.
Понятно, что ожидать чего-то интересного от произвольно взятого рассказа в жанре магического реализма было бы довольно опрометчиво. Поэтому к Жозе Сарамаго вопросов, повторяю, нет. Ему пришла в голову довольно глупая идея, он сделал из нее рассказ и доволен. Большое спасибо, что не стал раздувать из нее роман или повесть.
Сюжет такой: один чувак ехал на машине, вдруг бац какая-то вспышка, и он почему-то в машине застрял и не может вылезти, незадача. А потом по какой-то причине, когда уже собирался броситься с этой машиной со скалы, вдруг вылезти смог. Возможно, его спасение как-то связано с белым кроликом, которого он обещал добыть дочке. И вот он взял кролика за уши и поехал к дочке. Это всё.
Ну, там, конечно, наверчена какая-то машинка для сканирования ног, эмбарго на бензин, семейная жизнь чувака, его работа и все такое, явный нагон текста и псевдоатмосферы, чтоб не совсем три предложения было.
По этому рассказу режиссер Антониу Феррейра снял фильм, хороший фильм, к Антониу Феррейра вопросов тоже нет, кроме одного. Нахрена этот фильм полнометражный? Вообще так-то прямо придраться не к чему, классический ровный фильм, правильный монтаж, нескучное чередование планов, идеальное сочетание освещенности сцен. Актеры подобраны хорошо, говорят и действуют правильно, не раздражает вообще ничего. Все законы кинематографии соблюдены, без изюминки, конечно, но смотреть легко, интересно, и, самое главное, приятно. Но особо незачем.