50-е. Злой мужик подстроил смерть жены дабы получить наследство. По завещанию, однако, все деньги должны перейти двум дочерям. Злой мужик убивает младшую приемную дочь, а старшую засаживает в дурку. Девочка готовит побег: при этом воображает, что находится не в дурдоме, а в сексуальном рабстве – дурдом превращается в закрытый ночной клуб-тюрьму, главврач в хозяина клуба, а пациентки в шлюх, которые устраивают перед высокопоставленными клиентами музыкальные номера. И тут выясняется удивительная штука: "Куколка", как называют в этом борделе героиню фильма, – прекрасная танцовщица. Когда она исполняет танец, все мужчины впадают в оцепенение, а сама она переносится в вымышленный мир, где становится супергероем. Она и ее подруги по несчастью решают воспользоваться мужским оцепенением, чтобы добыть четыре артефакта, которые помогут им бежать, это – карта, зажигалка, нож и ключ.
Год назад на экраны вышел еще один фильм про дурдом 50-х "Остров проклятых" Скорсезе. Главный герой этого фильма обитает как бы в двух мирах: реальном мире и квазиреальном, в котором все вещи остаются на своих местах за исключением одной – герой воображает себя не пациентом больницы, а агентом ФБР, приехавшим в больницу, чтобы расследовать преступление. Зак Снайдер идет еще дальше: его героиня существует сразу в трех мирах, вложенных один в другой. Оба фильма, помимо времени действия и психлечебницы как основного места действия, объединяет исключительная неправдоподобность, однако визуального сходства между ними нет никакого. Снайдер черпал вдохновение в других источниках: в "Бразилии" Гиллиама (тот же самый эскапизм и те же самые гигантские самураи, только Гиллиам отдавал дань Акире Куросаве, а Снайдер – аниме), "Алисе в стране чудес" (в том числе, вероятно, и бартоновской), "Лемони Сникете", "Убить Билла. Часть 1" (порубание роботов в одном из музыкальных номеров копирует сцену в ресторане, где Ума Турман рубит в капусту японских гангстеров) и многом-многом другом... В общем, Снайдер покопался везде, окромя нуара, тогда как фильм Скорсезе является неонуаром чистой воды.
В конечном результате получился довольно пресный коктейль, и сейчас я объясню, почему. Фильм сделан на манер индийских фильмов – то есть, сюжет перебивается клипами (танцами Куколки). За драматизм в картине отвечает только один из трех вложенных "миров" — мир, в котором прослеживается повествовательная линия: житие-бытие Куколки в ночном клубе и ее борьба за свободу. Причем "реальной борьбы" в фильме нет, поскольку ее заменяют музыкальные номера. Этих номеров слишком много, и все они весьма однообразны – сплошное сло-мо и прочая наостоебенившая херня с мультяшными спецэффектами. Там, где опытный режиссер-постановщик нагнал бы саспенса, Зак Снайдер вкрячивает фэнтезийный музыкальный номер, который абсолютно выключает в фильме напряжение. Лишь единожды Снайдер, этот оголтелый любитель музыки, зачотно распорядился материалом: музыкальный номер прерывается в кульминационный момент из-за того, что коротит радио. "Супергероя" тут же выбрасывает в суровую реальность, а ведь положение дел в суровой реальности напрямую зависит от того, удастся ли супергерою завершить свою миссию в фантастической реальности...
Фильм открывает и закрывает закадровый текст — абсолютно типичная для Снайдера пафосная телега, битком набитая банальностями. Для героини все заканчивается тем, что она, подобно герою "Бразилии", отправляется блуждать в какие-то иные, уже четвертые и пятые по счету миры. Похоже, в фильме Формана "Пролетая над гнездом кукушки" был задан настолько мощный архетип, что теперь пациент голливудского дурдома нипочем не сможет выйти на свободу. Это такой всевечный "Отель "Калифорния": "We are programmed to receive. You can checkout any time you like. But you can never leave!" И, кстати, в своем фильме Снайдер был вполне последователен: если у Кизи и Формана Макмерфи получил лоботомию вместо свободы, поскольку не являлся главным героем, то и у Снайдера героиня фильма получает лоботомию вместо свободы, поскольку тоже не является — если верить закадровому тексту — "главным героем"...
К рецензии на этот фильм можно придумать множество смешных названий. Сначала я хотел назвать её "Сосунковый удар" или "Сосуночный удар", но не смог определиться, и в итоге решил назвать "Пакер Санч". Потом я подумал, и придумал, что можно обыграть как-нибудь имя Санчо Пансу. Например, назвать рецензию Пансо Санч, или как-нибудь там. А потом мне надоело.
Я так долго рассказываю вам про название не потому, что фильм совсем говно. Нет, он не совсем говно. Он говно совсем чуть-чуть. Разница между мной и Заком Снайдером (и, судя по реакции критиков и зрителей — также между Заком Снайдером и всем остальным человечеством) в том, что я искренне считаю, что если бы он снимал кино про девок, которые бегут из сумасшедшего дома, показывая нам девок, которые бегут из сумасшедшего дома, то это получилось бы интереснее, чем смотреть двухчасовой клип, нарезанный из последних релизов Square Enix, а Зак Снайдер считает наоборот.
Сюжет картины, на самом деле, довольно многообещающий: злобный отчим спрятал ненавистную падчерицу в жутковатом дурдоме, где через пять дней ей должны сделать лоботомию. Снайдер, конечно, ваяет Архетипический Миф, а не документальный фильм, поэтому лоботомия в его картине является концом жизни, "отправкой в рай", а не обычной (и до сих пор практикуемой) психохирургической операцией, снижающей аффективные побуждения шизофреников. И ей — то бишь падчерице (по имени "Куколка") — во что бы то ни стало надо бежать до истечения этого срока.
Нюанс — ну что ж вы хотели, это вадь Зак Снайдер, а не какой-то там Скорцезе! — заключается в том, что Куколку всё время плющит, причём плющит в реальном времени с обилием компьютерных ландшафтов и слоу-моушн. И мы видим не происходящие в реальности события, а её плющилово, которое к концу фильма заёбывает так, что сил нет больше смотреть. В фильме, впрочем, есть несколько неплохих находок, да и вообще, большую часть времени смотреть его нескучно... что, впрочем, слишком мало по сравнению с авансами, которые давали Снайдеру. Планка ожиданий, увы, слишком высока, и простой замысловатой моралью в духе "каждый сам пиздец своему счастью" её не перепрыгнуть.
Рассуждал с вами о планках Дядька Димка.
ЗЫ: кстати, в процессе написания рецензии шарился по интернету, и узнал новое. Даже два. Во-первых, между "Хранителями" и "Пакер Санчом" Снайдер снял ещё полнометражный мультик про сов. Неужели все это знали, кроме меня? А во-вторых, Куколка-таки сама застрелила свою сестру, так во всех аннотациях пишут. А я-то думал весь фильм, что отчим на неё наговаривает... Да, а вы знали, что Оскар Исаак (на скриншоте) — гватемальский актёр?