Режиссер:
Эльдар Салаватов. Сценарий: Cергей Крайнев, Максим Василенко (по автобиографической книге Сергея Мавроди "Вся правда о МММ"), Оператор: Горан Павичевич, Композиторы: Павел Есенин, Владимир Осинский.
В главных ролях: Алексей Серебряков, Фёдор Бондарчук, Петр Федоров. В ролях: Екатерина Вилкова, Никита Салопин, Юрий Цурило, Анна Михалкова, Даниил Спиваковский.
Я не буду перессказывать сюжет фильма (прочитайте про С.Мавроди и его АО "МММ" в википедии хотя бы), а сразу перейду к делу. Этот фильм, как и "Олигарх" Лунгина, – "особо" заказное кино, задача у которого одна: обелить "честное имя" центрального персонажа картины, заставить зрителя если не полюбить его, то хотя бы понять и, следовательно, простить. От обычных байопиков такие фильмы отличаются тем, что их герои не умерли, не отошли от дел, не сели в инвалидное кресло, а здравствуют и занимаются своей прежней деятельностью.
Поэтому, кстати, и героя фильма зовут не Мавроди, а Мамонтов. Этакая перестраховка — чтоб зритель, если что пойдет не так, не цеплялся потом к реальной фамилии... тем более, такой странной и "оскорбительно нерусской".
При этом фильм оставляет двойственное впечатление. С одной стороны – в полной мере ощущается что-то мерзко-заказное, барыжное, тлетворное уже в одном только факте появление подобного фильма (это даже если не вдаваться в подробности сюжетных перипетий). А с другой стороны, фильм молодого режиссера Эльдара Салаватова, которому в 1994 году было только 13 лет, и он, ясное дело, не мог принять участие в мавродьевском лохотроне, пропитан чувством глубоко отвращения не только к эпохе, но и к каждой особи человеческого вида, обитавшей в то время и в том месте (большой стране под названием Россия). В фильме Салаватова тошнотворны все: от массовки до главных героев. Блевотный персонаж Анны Михалковой, отвратительный персонаж Серебрякова, еще более мерзкий персонаж Петра Федорова, пакостный персонаж Елены Вилковой. Причем, правила игры соблюдены: фигурирует математик Мамммонтов – ловкий, пронырливый, хваткий, ай какой молодца, при этом отнюдь не лишенный человеческих чувств. Но за этим персонажем неизменно присутствует неуловимая тень режиссера с большим топором, воздетым над головой героя: "Лучше б тебя, хитрая сука, не было!" А, например, когда в середине фильма убивают героя Федорова (он печально лежит на земле, и алая кровь его течет по рукам бросившегося к нему Серебрякова), то это не вызывает никаких иных чувств, кроме злорадного удовлетворения от того, что раздражающий персонаж наконец-то съебал со сцены.
Вот такое, короче, кино. Странноватое. Двусмысленное. Наполненное презрением. Типа, снимать такое кино-говно не хочется, а надо. А раз надо – нате.
P.S. Кстати, я случайно узнал, что в 2010 году в Канаде по сценарию Сергея Мавроди сняли фильм ужасов категории “Z” "Мэри" (он же выступил продюсером картины). Интересно было бы на это поглядеть!