Режиссер:
Хауме Коллет-Серра. Сценарий: Оливер Батчер, Стивен Корнвэлл (по роману Дидье ван Ковелера "Вне себя"), Оператор: Флавио Мартинес Лабиано, Композитор: Джон Оттмен, Александр Радд.
Четвертый фильм барселонца Хауме Коллет-Серра, крепкого режиссера-ремесленника. На его счету два средних фильма ужасов ("Дом восковых фигур" и "Дитя тьмы"), а также фильм про футбол "Гол 2", тоже достаточно средний. Его новая картина "Неизвестный" — экранизация романа Дидье ван Ковелера "Out of my head", вышедшего у нас под названием "Вне себя". Получился триллер, вобравший в себя сразу несколько популярных жанровых тем.
Американец Мартин Харрис приезжает с женой на научную конференцию в Берлин, случайно попадает в автокатастрофу и, выйдя из четырехдневной комы, с ужасом осознаёт, что его место кто-то занял: какой-то другой мужик выдаёт себя за Мартина Харриса, и, что самое страшное, даже его жена принимает участие в этой странной игре –смертельно опасной игре.
Лейтмотив фильма: чужак в городе. Что перекликается с триллером Романа Поланского"На грани безумия". Там был ученый – и здесь ученый. Там чужаку помогала девушка – и здесь чужаку помогает девушка (беженка из Косово в исполнении Дайаны Крюгер). Повторяются даже некоторые сцены. В сцене, когда Лиам Нисон умывается, словно чтобы стряхнуть с себя наваждение, он чертовски похож на умывающегося Харрисона Форда. В обоих фильмах, опять же, имеются схожие сцены на крыше…
Однако в "Неизвестном" тема "отчужденности" усиливается, расширяется. Если герой Форда не испытывал проблем с самоидентификацией, то у героя Нисона – частичная амнезия. Соответственно, весь мир, прежде знакомый, удобный и уютный, исхоженный вдоль и поперек, в одночасье превращается во что-то чуждое и враждебное. В какой-то момент герой начинает испытывать сомнения в том, что на самом деле является доктором Мартином Харрисом.
Таких "амнезийных" фильмов снято великое множество. Ну что же, стало одним больше.
Дальше будет спойлер. Кто еще не смотрел фильм – дальше не читать. Считайте, что я предупредил (во избежании нытья в каментах)!
Финальный твист традиционно строится на том, что главный герой представлял себя одним человеком, а оказался другим. Совсем другим. Ну, типа, как в "Других" Аменабара: герои, боящиеся привидений, сами оказываются привидениями. Или как в "Шестом чувстве". Или даже как в "Простой формальности". В триллере "Неизвестный" герой, спасающийся весь фильм от наемных убийц, в конце концов оказывается одним из них. Все дело в том, что после автокатастрофы он начал идентифицировать себя с Мартином Харрисом – несуществующим, специально разработанным персонажем. Иначе говоря, герой поверил в собственную "легенду" и тем самым поставил операцию под угрозу.
Тем не менее, в финале фильма он всё вспоминает. Он возвращает себя память, возвращает свои бойцовские навыки, возвращает всё, кроме одного – своей хищнической сути. Случается чудесное, чисто голливудское перевоспитание достаточно немолодого человека. Происходит даже некоторое душеспасение, я бы сказал. Герой испытывает чувство благодарности, он, наконец, сражается с бандитами! Часть "легенды" срослась с ним навсегда: он вдруг превратился в хорошего парня. Фильм состроен таким образом, что главный герой ни разу не выходит из "положительного амплуа". То есть, финальный твист как бы есть, но одновременно его как бы и нету.
Дмитрий Савочкин:
Поскользнулся — упал — потерял сознание — очнулся — гипс!
Главный герой прилетает с женой в Берлин, где он должен читать доклад на саммите по биотехнологиям. Они проходят досмотр в аэропорту, садятся в такси, приезжают в отель, жена идёт к стойке регистрации, а главный герой достаёт чемоданы, и тут соображает, что один чемодан он забыл в аэропорту. Он срочно ловит ещё одно такси, садится в машину, говорит что-то вроде "шеф, трогай", но такси не доезжает до аэропорта — из-за скверного берлинского траффика машина падает в реку.
Главный герой приходит в себя, и оказывается, что он был в коме несколько дней, документов у него с собой нет, и никто за ним не приходил. Удивлённый, он идёт в гостиницу, находит свою жену, но она не узнаёт его — у неё вообще, как выясняется, другой муж, которого зовут так, как главный герой утверждает, что зовут его. Блять! Что же делать! Вот это, сцуко, подстава. Я бы на месте главного героя начал с жены: я бы взял клюшку для гольфа, и целиком загнал бы её благоверной в задницу. Вот так вот! Чтоб знала, сцука, как шашни крутить с другими мужьями! А потом бы я взялся за мужа...
Ой, извините, я тут поел грибов немного перед написанием рецензии (у нас на экранке это сейчас модно), и что-то иногда теряю нить. Так вот. По предыдущим двум абзацам вы уже поняли, что кино, в общем, забористое. Завязка оказывается настолько крутой, что с нетерпением ожидаешь развязки, хотя и понимаешь — красиво и изящно, без наёбок, развязать этот сюжет не получится. Так что ждёшь уже хоть чего-нибудь, и очень радуешься в итоге тому факту, что авторы хоть как-то, но вполне реально смогли всё это свести воедино, и показать тебе связную, цельную историю.
И ещё. Весь просмотр, почти до самого конца, я задавался вопросом: почему разные критики в своих рецензиях всё время сравнивают этот фильм с "Идентификацией Борна"? Ведь, не считая того, что оба фильма — боевики, у них больше практически ничего общего. Главный герой в "Неизвестном" — не шпион, и не убийца какой-нибудь, память он не терял (может, совсем чуть-чуть), как его зовут он отлично помнит, ну и так далее. Только в конце ситуация более или менее прояснилась, и стало понятно, что...
Ха-ха-ха, вы думали, я вам сейчас всё возьму и вот так вот расскажу? Ага, дульки вам. Я же вам не какой-нибудь Вова Гордеев, который отчаянно спойлит в каждой рецензии. Хотите знать, чем дело кончилось — посмотрите весь фильм до конца! Вот так вот! И никаких там "кратких пересказов сюжета, включая фразу о том, что убица — повар"! Здесь вам не википедия какая-нибудь, а вполне приличное место!
О, извините, меня опять понесло. Вот сейчас вспомнил, что фразы типа "а узнать, чем кончилось, вы сможете, посмотрев фильм" — коронный номер всех кино-обозревателей местечковых газет, вроде "Голос Причерножопья" или "Родное Ново-Ебуново". Вот до какого уровня упала наша уютненькая экраночка, приютив на своей груди такую змеюку, как Дядька Димка!!...
(рыдает)
P.S. Ну ничего, меня скоро попустит, действие грибов уже заканчивается.
Герой Лайама Нисона прибывает с женой в отель, предварительно забыв в аэропорту чемоданчик с паспортом. Возвращаясь за ним, респектабельный ученый попадает в аварию и падает вместе с машиной в реку, откуда его кое-как выуживает таксистка-эмигрантка. Очнувшись в больнице, доктор спешит обратно к жене, но та его не узнает, на его месте находится какой-то незнакомый мужик, а документов бедолага так и не отыскал. Зачем было ставить на его место двойника? Как вернуть жизнь обратно? Задаваться этими вопросами мешают наемные убийцы, которые с методичной жестокостью подчищают все, что связано с беглым доктором.
"Неизвестный" — крепкий, бодрый и увлекательный боевик, приковывающий к экрану вопросом, зачем же было подменять доктора на самозванца и тратить столько ресурсов на это хитроумное дельце. Вопрос оказывается неправильно заданным, и нехитрая, вроде бы, разгадка придает фильму дополнительное обаяние. Также в нем внезапно оказывается бывший сотрудник Штази, рассказывающий байки про махорку и "Волгу", благодаря которому доктор и узнает о том, что происходит. Этот неожиданный, даже аляповатый персонаж вместе с жесткими погонями не дают отвлекаться от экрана. А фанатам сериалов будет любопытно увидеть жену Дрейпера из Mad men на большом экране. Не то, чтобы это было особенно интересно, но сам факт. Для того, чтобы фильм пересматривать, ему сильно не хватает изюминки, но для одного раза компонентов в нем вполне достаточно.