Награды: 2006/07 — лучшая музыка — (Online Film Critics Society Award, Chicago Film Critics Association Award).
Интересные факты о фильме:
В 2002 на фильм были подписаны Брэд Питт и Кейт Бланшетт при бюджете в 75 миллионов долларов. Во время подготовок к съёмкам, Питт и Аронофски столкнулись с "непреодолимыми творческими разногласиями", в результате которых Питт ушёл в проект "Троя", а "Фонтан" (изначально он назвался "Последний человек") был закрыт. После этого Аронофски переписал сценарий и изменил своё видение картины: сценарий был трансформирован в графическую новеллу, изданную в твёрдой обложке ограниченным тиражом. В 2004, с уменьшенным вдвое бюджетом, Аронофски подписал Хью Джекмена и свою жену и запустил фильм в производство.
Оригинальные декорации, построенные в 2002 году в Австралии, после отказа Питта и закрытия проекта были проданы на аукцине.
Аронофски подошёл с предложением к Джекмену за кулисами после представления на мюзикле "The boy from Oz", в котором Джекмен играл главную роль. На следующий день Джекмен согласился играть в фильме.
И Уайз, и Джекмен согласились на гонорары значительно ниже обычных.
Хью Джекмен побрил голову и грудь для сцен последней трети фильма.
А вот Даррен Аронофски, как всегда, не брился с первого до последнего дня съёмок. Эту традицию он блюдёт с работы над "Пи".
Вместо компьютерных спецэффектов Аронофски использовал в фильме ускоренную микросъёмку химических реакций в чашке петри. Он сказал, что компьютерная графика убьёт в фильме ощущение "вневременности", а он хочет, чтоб фильм прошёл испытание временем. Довольно разумно.
Музыка Клинта Манселла исполняется в фильме квартетом "Хронос" (тем самым, что играл "реквием..." в одноимённом фильме) и шотландской рок-группой Mogwai.
Из 70 воинов Майа около 20 были реальными индейцами Майа, привезённым из Гватемалы. Из них только Фернандо Эрнандес (который играл жреца) говорил по-английски.
Перед тем, как снимать сцены на пирамиде Майа, индейцы благословили съёмочную группу.Версия для печати
Безусловно, Аронофски сделал самое плакательное кино года. Если вы посмотрели этот фильм, и ни разу не пустили слезу, значит у вас либо аттрофированы слёзные железы, либо такое обезвоживание, что пора вызывать скорую.
И, естественно, невероятно сложно написать на такой фильм рецензию.
Сюжет картины пересказывать не имеет никакого смысла, потому что сам по себе — отдельно от картинки, актёрской игры, и незримого присутствия в каждом кадре самого Аронофски, ненавязчиво давящего на зрителя своей моралью — он не имеет никакого смысла. Ну, ОК, для проформы я повторю то же самое, что написано на каждом рекламном плакате. "Сюжет картины развивается одновременно в трёх временах: в 16 веке, где испанский конкистатор Томас пытается найти в джунглях Новой Испании дерево вечной жизни, чтобы спасти свою королеву Изабеллу, в нашем времени, где учёный-медик Томми ищет способ спасти свою жену-писательницу Иззи, умирающую от рака мозга, и в 26 веке, где астронавт Том путешествует к умирающей звезде вместе с тем самым деревом жизни". (кстати, вот последний кусок про астронавта — это с рекламных плакатов, в самом фильме ни его имени, ни профессии не упоминается). В действительности эта многоплановость, граничащая с шизофренией, в итоге, конечно, сложится у Аронофски в стройную картинку. Испанский конкистатор окажется не более, чем персонажем книги Иззи, которую должен дописать Том, а астронавт из далёкого будущего — это и есть сам Том, который после смерти своей жены нашёл-таки способ жить вечно, но не избавился от призрака своей жены, и сжигающих его изнутри любви и чувства скорби, трансформировавшихся в странное чувство к умирающему дереву, и заставляющих лететь к шибальбе, вероятно, уже после гибели всего человечества. С другой стороны — те, для того математическая точность Аронофски не кажется догмой, также будут вознаграждены погружением в ницшеанскую философию "вечного возвращения", которое, как сказал когда-то ненавистный мне Кундера, одновременно и обесценивает, и придаёт смысл каждой отдельной жизни. Ведь если история Тома и Иззи повторяется раз за разом, с промежутком в пятьсот лет, значит и трагизм её и красота поднимаются на новый, недостижимый для отдельно взятого смертного, уровень.
Аронофски сделал крайне грустное и тяжёлое кино. Долгие мучительные планы, на которых герои или рыдают, или не знают что делать, или рыдают, не зная, что делать, к концу картины изводят нервы до предела. В сущности, в фильме вообще ничего не происходит, кроме страдания, и постепенного понимания некоей главной истины, которую Аронофски, как, собственно, любой уважающий себя мастер, не называет, заставляя зрителя найти её самому.
Не бывает вечной жизни. Бывает вечная любовь.
И этот, в общем-то, достаточно тривиальный посыл он иллюстрирует столь ярко и феерически красиво, что мысль о комиксе, по которому поставлена картина, приходит в голову ещё до того, как ты узнаешь, что комикс действительно существовал. Фактически, в фильме каждый второй экранный план представляет собой самостоятельное произведение искусства, причём весьма неплохое, как на мой вкус. (О музыке Клинта Мансела, как всегда, либо ничего, либо ничего — она слишком уж аутентична, чтобы её можно было обсуждать).
И всё это неспешное аудиовизуальное пиршество в конечном итоге завершается фонтаном — жизнью, бьющей из умирающей плоти человека ли, дерева или планеты. Из смерти возникает новая жизнь. А любовь живёт вечно.
Моя жена после просмотра долго не могла сложить своего мнения, а в конце концов сказала, что фильм красив, но банален. Что ж, как и жизнь. Как и любовь. Если вам покажется после просмотра, что вы ничего не поняли — вы не одиноки. Если даже вам покажется, что вы не знаете ответа на самый простой вопрос — понравился вам фильм или нет, что ж, вы тоже не одиноки. Аронофски можно ругать, а можно хвалить. Но нельзя не признать, что в очередной раз ему удалось сделать фильм, о котором невозможно сказать заранее — кто будет его ругать, а кто — хвалить. А это и называется искусством.
P.S. вы, кстати, не знаете — у Аронофски что, жена смертельно больна, что он за такие проекты берётся?
P.P.S. вот, кстате, только что нашёл ссылку по теме. Может, кому-то будет интересно: http://www.zatkni-fontan.ru/
P.P.P.S. я хотел к этой рецензии картинок налепить красивых, а потом подумал, что всё равно остальные рецензенты налепят, не удержатся. Так чего мы будет одни и те же картинки лепить?
Быть может, этот фильм и далек от идеала, но он достоин внимания хотя бы потому, что Аронофски обращается к серьезной теме сущности бессмертия. Любовь, бесконечно длящаяся во времени, лишь способ спросить себя, каким образом можно стяжать жизнь вечную на земле и возможно ли это вообще? Концовка позволяет трактовать "Фонтан" двояко, хотя мне нравится версия, в которой бессмертие, как его понимает человек ограниченный, — бессмертие в теле — невозможно, потому что настоящее неумирание достигается самопожертвованием, отрицанием погони за вещественным воплощением вечности. В связи с этим вспоминается Бердяев, говорящий о сущности веры и знания, требующего доказательств.
Для иллюстрации тезиса Аронофски берет представителей разных уровней развития сознания. Один из них — конкистадор, преданный своей королеве, другой — врач, пытающийся из последних сил сделать открытие, которое поможет его жене исцелиться от рака, а третий — это уже последний уровень, человек будущего, желающий спасти галактики и древо жизни. Каждому из этих героев чего-то не хватает для просветления. Конкистадор при всей преданности — слишком земной, тяжелый, неразвитый духовно человек, а потому его поиск, хоть и впечатляющ, дерзок, бунтующ и зверин, но бесплоден. Врачу не хватает умения до конца поверить своей женщине. Человек будущего же слишком сдержан, ограничен узкой направленностью поисков. И из суммы этих исканий, рвений и дерзаний рождается в конечном счете правильное зерно, способное повернуть события вспять. Причем Аронофски выстраивает эти линии не в лоб, маскируя яркой, вызывающей брызги слез, любовной линией. Только тогда, когда ты сядешь поразмыслить над просмотренным, начнешь связывать воедино кусочки нитей, раскрывается гигантская панорама. Древо жизни запечатано, оно не дается, потому что человек должен раскрыть собственный Источник сил.
Помимо этого "Фонтан" — это фильм о любви. Концепция единения душ в потоке времени рассматривалась неоднократно, здесь же она не афишируется, а просто демонстрируется. С другой стороны, эти истории могли произойти с совершенно разными людьми (не принимая реинкарнацию в расчет), и тогда человеческий поиск, жажда знания выходят на первый план. Возможно, фильм местами чересчур уж надрывен и требует стопки носовых платков, но это не вызывающий отрицания надрыв. "Смерть — это болезнь!" — кричит врач, желающий подарить любимое выздоровление, и не сочувствовать ему трудно. Рэйчел Вайз великолепна. Первоначально она казалась мне очередным безликим клоном, но глубокий "Преданный садовник" полностью изменил это мнение. Здесь же Аронофски превращает свою возлюбленную в мечту, смотрит на нее своим взглядом через чужие глаза, и это замечательно.
Аронофски говорит о том, что иногда следует довериться человеку, которого ты любишь, отрешившись от себялюбивого желания спасти. Одновременно он рассказывает и историю тотальной преданности, которую отравляет росток жажды, эгоизма, особой формы стяжательства. Несовершенства сильных, романтических, ослепительно красивых человеческих чувств проявляются на экране, заставляют переосмысливать собственное поведение. Любовь в великом, большом смысле этого слова не подразумевает обладания, и именно поэтому концовка у древа жизни такова, какова получилась. Чувства, обрисованные Аронофски, сродни наркотику — так они сильны. Фильм отрывает от земли, переносит в реальность, где мыслят большими, важными категориями.
"Фонтан" — это не фильм даже в обыкновенном понимании этого слова, это попытка создать философский труд, которая не удалась до конца, но достойна уважения. Аронофски довел картину до завершения, несмотря на длительные трудности, с многократно урезанным бюджетом. Музыка Клинта Мэнселла почти безупречна. В общем, достойное внимания кино.
Есть такой фильм, "Блэйд" называется, про вампиров, с Уэсли Снайпсом в главной роли. Я когда смотрел этот фильм, засыпал 8 (восемь) раз примерно на одном и том же месте. Потом я все-таки собрался и, вставив в глаза спички, досмотрел. Пока что это рекорд в моей фильмоглядии. И этот рекорд едва не побил новый фильм Аронофски "Фонтан". Что, конечно, не значит, что фильм плохой и скучный. Я бы с удовльствием посмотрел его лет сорок назад, в ту Психоделическую Эпоху, когда мне было всего лишь -7 (минус семь) лет. Тогда б, конечно, этот фильм не являлся бы, как щас, прикольным элэсдэшным видеорядом к музыке Kronos Quartet и Mogwai, а являлся бы прикольным элэсдэшным видеорядом к музыке, скажем, Pink Floyd и Can.
Фильм хорош тем, что замечательно передает кашу в голове свихнувшегося ученого, одержимого навязчивой идеей. Поймите меня правильно, это не недостаток, не прокол режиссера — все так и задумывалось. Аронофски специализируется на фильмах про слетевших с катушек людей и от фильма к фильму у него это получается все лучше и лучше — во время просмотра, отождествляясь с главгером, ненадолго сходишь с ума. Однако если мозг зрителя загодя не подготовлен к тому, что придется в течении полутора часов психовать по полной программе, срабатывает специальная защитная функция организма и человек во время просмотра засыпает. Что со мной и произошло. Дело в том, что перед просмотром фильмов "Пи" и "Реквием по мечте" я знал с чем мне придется столкнуться, а тут меня сбили с толку расплодившиеся в сети идиотские аннотации, в которых говорилось, что "Фонтан" — это фильм про бессмертного чувака, который путешествует во времени, чтобы спасти свою невесту, которая на протяжении двух тысяч лет умирает от неизлечимой болезни. Причем, в аннотациях указывается, что персонаж даже становится астронавтом и поэтому бреет голову налысо! Я думал, Аронофски снял трэш-пародию на голливудские стандарты, снял фильм про Горца, в распоряжение которого попали машина времени, космический корабль и хрустальный криогенный гроб со спящей больной невестой. Ан нет...
Ученый, с виду вылитый Ван Хельсинг, ищет способ избавить невесту от опухоли в мозгу, тренируясь на обезьянах. При этом он настолько погружен в работу, что ему совсем не хватает времени на то, чтобы скрасить любовью и нежностью последние дни невесты (чертовски похожей на подружку Константина, изгоняющего бесов). То есть чувак попадает в так называемый порочный круг. Причем, фильм сделан так, что частенько приходит на ум, что и невесты-то никакой нет — либо давно умерла, либо вообще является плодом больного воображения нейрохирурга. Как бы там ни было, невеста, скучая от одиночества, пишет роман "Фонтан", в которой представляет себя гишпанской королевой, а своего избранника — мужественным конкистадором, которого она отправляет в командировку в Америку, дабы он выпытал у племени майя, где они прячут дерево, сок которого дарует бессмертие. Кроме того, при помощи хитрого устройства телескоп, невеста обнаруживает в небе взорвавшуюся звезду, разрушение которой дает жизнь новым звездам. И вот совершенно свихнувшийся жених ищет средство от рака в лаборатории и в собственном вышедшем из-под контроля воображении — в антураже юкатанской сельвы и погибшего мира далекой звезды, искусно снятого Аронофски при помощи микроскопа, химреактивов и чашек Петри. В конце концов, чувак, нажравшись соку, истекает израстающей травой и лютиками, в точности как расстрелянные демонстранты из фильма Ходоровски истекают излетающими птицами.
Ах да, к вопросу о киностандартах... У Аронофски, как и в дебютном фильме "Пи", так и здесь, главгер, окончательно свихнувшись, бреется налысо. Давайте-ка вместе вспомним, в каких еще фильмах, переход к окончательной стадии безумия знаменуется самооблысением. Итак, "Пи" — раз, "Пинк Флойд. Стена" — два, "Прирожденные убийцы" — три, "Фонтан" — четыре... Кто больше?
Я — офигенно крутой режиссер, по которому прутся все недо-наркоманы планеты. Я хочу сказать им свое новое слово. Слово, которое должно перевернуть их жизни. Слово, которое сможет породить новую религию.
Но только я боюсь это делать. Дело в том, что дедушка говорил мне о том, что все грешники после смерти попадут в ад. А вы знаете, что такое настоящий ад? Думаете, котлы с кипятком и черти с лопатами? Нихрена подобного. Ад — вполне приятное и интересное место, у которого есть только один серьезный минус. Вы обречены провести вечность в компании людей своей профессии. Дедушка, кстати, был разведчиком. Ему сейчас, наверное, совсем хреново. Мне не лучше. Представьте себе вечность слушать рассказы Куросавы о фильмах, которые он не успел снять. Или целую вечность бояться поворачиваться задницей к Пазолини или ван Сенту. О, боже, зачем я согрешил?! Зачем я снял фильм “Реквием по мечте”?
Похоже, что я снова отвлекся. Где мы остановились? “Слово, которое сможет породить новую религию”. Ага, точно… Так вот, если создавать новую религию, то после смерти ты наверняка попадешь в Ад Создателей Религий. Будда, Магомет, Грабовой, Мун, Иисус… не сболтнул ли я чего лишнего? Поэтому гораздо проще придумать вместо религии фантастический роман и заработать на этом бабла. Стоп! Я снова забыл о том, что я режиссер, а не писатель. Писатель — это Дэвид Митчелл. На прошлой неделе я прочитал его книгу. Мне понравилось. Там была история шести реинкарнаций одного человека, рассказанных на протяжении нескольких лет человеческой истории. Я могу сделать нечто подобное. Для этого мне нужно сделать совсем немного. Пойти в ближайший киоск пиратской видеопродукции и купить себе сборник “HUGH JACKMAN 10 in 1”. Слава богу, он наконец снялся в 10 фильмах. Еще надо поставить Adobe Photoshop на свой компьютер и тогда будущее цивилизации в надежных руках. То бишь моих.
С чего начнем? Давайте с фильма “Пароль Рыба Меч”. Там в начале Траволта толкает какой-то спич, а после этого все нахрен взрывается и замирает в воздухе. Отличная сцена. После нее можно смело пускать титры или свой первый флэшбек.
Первый флэшбек. Разговор ван Хельсинга с доктором Джекилом. Что-то про эликсир бессмертия и невероятную силу. Дальше пускаем нарезку про то, как Ватикан отправляет ван Хельсинга в Трансильванию. Музыку оставляем Алана Сильвестри. Тратамтамтамтам! И снега, снега, снега
Снега, снега, снега… Бац, и мы уже едем в грузовике с Росомахой. Потом авария, Саблезубый из сугроба, первая сцена воскрешения… фигась! снова снега! Джекман из “Престижа” уже подходит к особняку Теслы. Стучится — ему открывает Энди Серкис… здесь можно пустить флэшбек из “Громобоя”, где у Серкиса лицо в шрамах…
…и тут вдруг снова фигась! мы уже во вторых “Икс-менах”… сцена “джин грей, уходи с баркаса”… замерзшее озеро, злобный спецназ, снова много снега… фигась! флэшбек из “Сенсации”, где Джекмэн садится в лодку и плывет по озеру… потом снова фигась! крупным планом лицо Дэвида “Теслы” Боуи, который говорит Джекману — “Хью — блаблабла — иди нахуй!”
Мне кажется, что здесь не хватает любовной линии. Оки-доки, начинаем резать. Сцена номер раз — Скарлетт Йохансон доводит в “Престиже” Джекмана до ручки. Сцена номер два — Скарлетт Йохансон снова доводить Джекмана до ручки, но уже в “Сенсации”. В принципе, можно еще нерезать для прикола “Остров” и “Черную орхидею”.
Тээкс, не хватает экзотики… Давайте зафигачим сюда еще и кусок из мультфильма “Смывайся”. Не зря же Хью его озвучивал… Тэээкс, он у нас только в переводе Ивана Урганта. Хреново.
О! Я придумал гениальную концовку! Она будет из финала ван Хельсинга, где главный герой превращается в какую-то бессмертную херь и идет сражаться с Дракулой.
Вауууу! Оказывается, весь фильм можно свести к поединку с Дракулой! Гениально! Давайте перемонтируем все заново. Начнем, пожалуй, с той сцены, где Дракула убивает Франкенштейна…
Бред получился. Теоретическая часть определенно хромает. Хмммм… Что же делать? Что же делать? О! А не снять ли мне фильм “Фонтан 2”? Например, с Урбаном? Подборочка получается еще круче, чем у Джекмана. “Властелин колец”, “Следопыт”, “Дум”, “Корабль-призрак” и “Превосходство Борна”. Я даже знаю с чего начну этот фильм. “Я из ФСБ! Я из ФСБ!” (с) Во-первых, будет концептуально. Во-вторых, дедушка на том свете порадуется.