Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Мастера ужасов: Право на смерть"
Роб Шмидт удостоился звания "мастер ужасов", кажется, за одну единственную картину, причем, на мой взгляд, не вполне удачную – слэшер про каннибалов-мутантов "Поворот не туда". Однако эпизод "Право на смерть" вполне прекрасен, в первую очередь, за счет нетривиального подхода к "призрачной теме". Казалось бы, все фильмы о призраках похожи один на другой, и режиссерам остается изловчаться лишь в нагнетании "ужасной" атмосферы. И всё же иной раз то одному режиссеру, то другому удаётся совершить некий прорыв в жанре. В 2006 году тайванец Су Чао-бин снял эффектный sci-fi триллер "Шёлк", а в 2007 году режиссер Роб Шмидт по скрипту малоизвестного сценариста Джона Эспозито снял хоррор "Право на смерть", в котором поистине необычная "ghost story" тесно переплетена с криминальной драмой, завязанной на коме и грядущей эвтаназии.
У стоматолога Клиффа Эддисона – богатая жена. Она застукала его с ассистенткой и решила выгнать к чертям. Сразу после этого драматического решения, покамест только озвученного, они попадают в автокатастрофу. Клифф отделывается царапинами, а Эбби впадает в кому, перемежаемую клиническими смертями. Во время этих смертей Эбби превращается в призрака и начинает мучить мужа так, как это, собственно, и полагается мстительному призраку-полтергейсту. Потом рукастые врачи откачивают женщину – и мучения Клиффа временно прекращаются. Ему важно не допустить окончательной смерти Эбби, но у него слишком мало времени. Необходимо срочно найти донора, чтобы пересадить жене кожу, а такового донора нет… В это время общественность, подзуживаемая матерью Эбби, уверена, что Клифф подстроил автокатастрофу, чтобы прикарманить имущество жены. С этой же целью, считают они, он собирается подписать разрешение на эвтаназию. Хитрый, напористый адвокат Клиффа, еврей Айра, практически за спиной клиента начинает судебную борьбу с матерью Эбби и подстегивает Клиффа, чтобы тот поскорее расправился с коматозной женой руками докторов.
В общем, глядите-ка, в сериал "Мастера ужасов" вклинилась психологическая драма: за одночасовой фильм зритель успевает несколько раз переменить свое мнение насчет главного героя, периодически испытывающего со страху раскаяние, и, как бы вследствие этого самого раскаяния, идущего на новые преступления. Неприязнь к нему сменяется сочувствием и наоборот (у Шмидта припрятано в рукаве немало козырей), а финал фильма традиционно для жанра пессимистичен и в то же время ироничен: подкаблучник Клифф обреченно возвращается домой, где его ждет на пороге мертвая жена, с угрозой во взгляде оперевшаяся о дверной косяк.