В главных ролях: Хавьер Бардем, Белен Руэда, Лола Дуэньяс. В ролях: Мэйбл Ривера, Челсо Бугалло, Клара Сегура, Джоан Дальмау, Альберто Хименес, Тамар Новас.
Награды: "Оскар" — лучший фильм на иностранном языке. "Золотой глобус" — лучший иностранный фильм. МКФ в Венеции — Гран-при жюри, Volpi Cup (лучшему актеру — Х.Бардему), Young Cinema Award. Европейский киноинститут — лучший режиссер, лучший актер (X.Бардем). National Board of Review, USA — лучший иностранный фильм. Satellite Awards — лучший иностранный фильм. Independent Spirit Awards — лучший иностранный фильм. "Гойя" — 14 премий (то есть, почти все, кроме одной). David di Donatello Awards — лучший иностранный фильм. Sant Jordi Awards — — лучший фильм, актер (Х.Бардем), актриса (Б.Руэда), приз зрительских симпатий. ADIRCAE Awards — лучший актер (X.Бардем). Argentinean Film Critics Association Awards — лучший иностранный фильм на испанском языке. Broadcast Film Critics Association Awards — лучший фильм на иностранном языке. МКФ в Бангкоке — лучший фильм, лучший актер (Х.Бардем). Fotogramas de Plata — лучший фильм, актер (Х.Бардем), актриса (Б.Руэда). МКФ в Палм-Спринг — приз зрительских симпатий. МКФ в Софии — приз зрительских симпатий.
И множество других призов..
Интересные факты о фильме:
Это уже второй фильм о жизни Рамона Сампедро, первым был телефильм "Осужденный на жизнь" (2001).
Из этого фильма становится ясно, какой все же великолепный рассказчик Алехандро Аменабар. Чтение аннотаций и рецензий к фильму способно отвратить зрителя от экрана. Ну в самом деле, что привлекательного может быть в истории о паралитике, мечтающем о смерти, но встречающего непреодолимые препоны со стороны закона? Да ничего! От всего этого веет какой-то удвоенной депрессивностью, да и сама дилемма "разрешить ему умереть или не разрешить", на мой взгляд, не является ни дилеммой, ни какой-то там моральной теоремой, требующей доказательств (а режиссер как раз пытается обосновать право человека на смерть). Хочет человек умереть – да пожалуйста! Велкам. Сотни тысяч здоровых людей идут в армию, потенциально обрекая себя на смерть, и ничего, никого это особо не волнует. Миллионы людей курят, пьют, злоупотребляют всем чем можно, и это тоже сходит им с рук. В общем, ничего интересного в этом фильме, исходя из аннотации, я для себя не видел (за исключением, конечно, того, что его снял Аменабар) и посмотрел его почти случайно – от безысходности, выбирая между ним и "Рифом Ларго".
И что же: Аменабар снял фильм, пронизанный светом, захватывающую, динамичную мелодраму, с умным сценарием, прекрасными диалогами, накалом страстей и столкновением всего двух, но очень жирных, мощных, несдвигаемых точек зрений. Невероятная игра Хавьера Бардема, исполняющего роль Рамона, человека, пролежавшего бездвижно 28 лет. Да я его попросту не узнал, и дело тут вовсе не в изощренном гриме. Просто слишком прочно отложился в памяти образ брутальнейшего киллера-психопата из "Старикам здесь не место"!
Фильм сделан довольно хитро: Рамону удается обаять не только своих домочадцев и юристов, которые должны помочь ему умереть, но и зрителя. То есть, к развязке фильма никому, полагаю, из зрителей не захочется потерять такого остроумного, обаятельного человека. Ведь у каждого к жизни собственнический интерес, а, как известно, можно терять не только вещи, но и людей. Вовлекая зрителя в сюжет, режиссер делает его причастным к судьбе Рамона и сбивает с позиций беспристрастного наблюдателя-судьи.