Режиссер:
Джордж Лукас. Сценарий: Джордж Лукас, Глория Кац, Уиллард Хайк, Операторы: Жан Д'Алькен, Рон Эверслейдж, Продюсер: Фрэнсис Форд Коппола.
В главных ролях: Ричард Дрейфус, Рон Хоуард, Пол Ле Мэт, Чарльз Мартин Смит. В ролях: Харрисон Форд, Синди Уильямс, Кэнди Кларк, МакКензи Филлипс, Вольфман Джек, Бо Хопкинс.
Награды: "Золотой глобус" — лучший фильм в жанре комедия или мюзикл, лучший новичок (Пол Ле Мэт). МКФ в Локарно — "Бронзовый Леопард". Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм. National Society of Film Critics Awards, USA — лучший сценарий. New York Film Critics Circle Awards — лучший сценарий.
National Film Registry (1995)..
Интересные факты о фильме:
Ресторан "The Mel's Drive-in" перед закрыт, но специально ради съемок открыт вновь. По завершению работы его снесли.
Фильм был снят за 29 дней.
В 2007 году Американский киноинститут поместил фильм на 67-е место в списке "Величайших фильмов всех времен".Версия для печати
Лирическая киноповесть Джорджа Лукаса, снятая за копейки и собравшая огромную кассу, породила новый, а то и два новых жанра: молодежная комедия и ретро-фильм, погружающий относительного взрослого зрителя в недавнее детство. Действие картины разворачивается в небольшом городке где-то в Калифорнии в начале 60-х (на самом деле, это родной город Лукаса — Модесто).
Поздний вечер, когда жизнь только начинается. Город залит огнями фонарей и неоновой рекламы. Дешевые, но отмытые до блеска тачки заполоняют улицы. За рулем – молодежь. Из салонов автомобилей несется старый добрый rock’n’roll и вытесняющий его sunshine-pop.
В центре повествования четверо друзей, трое из которых станут ходульными персонажами голливудского молодежного мейнстрима, а еще один, пришедший в фильм из молодежного кино 50-х, отомрет как динозавр.
Эти трое хорошо всем знакомы. Школьный активист (его играет будущий известный режиссер Рон Хоуард), наблюдательный мечтатель (Ричард Дрейфус) и комический очкарик, объект постоянных насмешек. Также у них есть старший приятель, автомеханик по профессии, самый быстрый парень окрестных дорог (на протяжении всего фильма с ним будет пытаться встретиться конкурент в исполнении Харрисона Форда, так что кульминацией картины станет предутренняя гонка). Этот парень косит под Джеймса Дина… да и, собственно, всё, что связано с ним, пришло из фильмов с Джеймсом Дином (просто было иронично переосмыслено).
Дрейфус и Хоуард должны утром покинуть родной захолустный городишко, чтобы отправиться на учебу на восток и погрузиться, так сказать, во взрослую, сложную жизнь, наполненную конкурентной борьбой. Дрейфус колеблется, Хоуард – нет. Однако ночь, в которую друзья бросаются очертя голову, чтобы попрощаться с детством, поменяет всё местами.
Что интересно, друзья не проводят время вместе. Они не устраивают совместную прощальную вечеринку, чтобы нажраться там как свини. Их пути расходятся, сходятся и снова расходятся. В итоге создается обширная панорама ночной жизни маленького городка.
Джордж Лукас снял симпатичный, сентиментальный фильм, хорошо смонтированный и, несмотря на приличный хронометраж (около 2 часов), довольно увлекательный. Лукас четко уловил, что хочет американский зритель. Он показывает только то, что зрителю близко и понятно. Причем близко и понятно настолько, что никто до Лукаса не догадался воплотить это на экране, видимо, сочтя за вопиющую банальность. Неожиданно для всех фильм стал хитом года и хитом десятилетия. Многие титулованные голливудские режиссеры переймут ностальгическую интонацию Лукаса. У каждого в фильмографии будет подобный фильм, посвященный детству или юности. Например, Фрэнсис Форд Коппола, продюсировавший "Американские граффити", снимет "Изгоев" и "Пегги Сью вышла замуж". Да и, кстати, Ричард Дрейфус не откажет себе в удовольствии сняться в экранизации ретро-повести Стивена Кинга "Тело" (его герой в "Американских граффити", исходя из постскриптума, станет писателем. Как раз писателя, вспоминающего о детстве, Дрейфус и сыграет в фильме Райнера).