Режиссер:
Сэм Миллер, Брайан Кирк, Стефан Шварц. Сценарий: Нил Кросс , Оператор: Джулиан Корт, Джулио Биккари, Тим Флеминг , Композитор: Пол Инглишбай.
В главных ролях: Идрис Эльба, Рут Уилсон, Уоррен Браун, Эмми Ффион-Эдвардс. В ролях: Стивен Макинтош, Индира Варма, Пол МакГэнн, Дермот Краули, Саския Ривз, Стивен Робертсон и др .
Зилич описал сериал так: "Здоровый негр-следователь ходит по городу, который, словно в лучшем нуаре, кишит чокнутыми маньяками, но фишка в том, что он сам мало чем им уступает. Мрачная атмосфера, ни одной передышки. В первой же серии герой встречает девушку-гения, которая убила своих родителей, но то, что это сделала она, доказать нельзя, хотя ему это известно. В ходе расследования у них завязывается своеобразная дружба". Все так. Лондон похож на город из темного детективного фэнтези. Каждый третий — изощренный маньяк, особенно сценарист постарался во втором сезоне. Давление на героя не прекращается ни на минуту, чтобы в конце первого сезона взорваться феерией насилия и безумия. Рыжая девушка-математик, грохнувшая родителей и спрятавшая оружие в собаке, набивается в друзья. В общем, шикарно, а формат по шесть серий в сезоне не дает возможности лить воду. Самое же интересное, что "Лютер" — это стопроцентный нуар, но нуар не как стилизация под что-то дремучее, а нуар как рассказ об относительности принципов, сумрачном городе и герое-одиночке, который вынужден оставаться таковым. Скажем, чтобы посадить маньяка, ускользающего от следствия, Лютер надевает гопническую шапочку, встречает маньяка на улице, дает ему по щщам, а кровь с разбитого носа подбрасывает на место преступления.
За счет того, как в сериале изображен Лондон, у меня "Лютер" вызвал стойкую параллель с комиксом "Fell" Темgлсмита/Эллиса. В комиксе детектив Фелл переезжает из-за моста в город Сноутаун, который представляет собой настоящий кошмар, сочетающий в себе преступность больших городов и нищету трущоб. Сноутаун населен наркоманами, мудаковатыми типами и сбрендившими чуваками, вырезающими из женщин эмбрионы. При этом на каждом из зданий стоит знак принадлежности Сноутауна. Единственный, с кем можно поговорить, — это азиатка-бармен, все вокруг добивают свои чахлые батарейки. Атмосфера "Фелла" непередаваема — этот желтовато-зеленый город цвета трупа, будто отрезанный от реальности мостом, нарисован очень здорово. Город цвета утопленника. В "Лютере" происходит то же самое. В нем город одновременно современный — и какой-то древний, не знаю, как им удалось добиться такого интересного эффекта. Даже шлюха больше похожа на куклу. Ярмарка, театр, темные улицы, безликие здания.
Впрочем, Нгоо говорит, что у него такого эффекта не было, так что это весьма субъективно. А вот что объективно, так это небанальные повороты сюжета, ощущаемая крутизна главного героя, атмосфера и выставленная сериалу оценка.