Режиссер:
Дж. Ли Томпсон. Сценарий: Джин Квинтано, Джеймс Р. Силк (по мотивам одноименного романа Г. Райдера Хаггарда), Оператор: Алех Филлипс мл., Композитор: Джерри Голдсмит.
В главных ролях: Шарон Стоун, Ричард Чемберлен. В ролях: Херберт Лом, Джон Рис-Дэвис, Кен Гампу, Джун Бузелези.
Награды:
2 номинации на "Золотую малину" за худшую музыку и худшего актера второго плана (Х.Лом)..
Интересные факты о фильме:
Ходили слухи, что шесть месяцев над съемочной группой довлело какое-то проклятие, так что режиссеру фильма пришлось обратиться за помощью к местному шаману.
В титрах написано, что фильм снят по мотивам романа Хаггарда, хотя честнее было бы написать, что по мотивам первых двух серий "Индианы Джонса". Причем настолько по мотивам, что в некоторых сценах дело доходит до откровенного и безобразного плагиата (например, Куотермейн тормозит сапогами по рельсам). Кажется, боссы кинокомпании "Кэннон" настолько старались следовать духу и букве фильмов Спилберга, что взяли вообще весь киносъемочный процесс под собственный контроль, жестко отсекая любые поползновения к творчеству. Впрочем, у них был хороший исполнитель — опытный режиссер-ремесленник "средней голливудской руки" Дж. Ли Томпсон, на счету которого несколько картин с Чарльзом Бронсоном, оригинальный "Мыс страха", сиквел "Планеты обезьян" и т.д., причем ни одна из этих картин не отличалась каким-то особым полетом фантазии... Черт возьми, они даже Джерри Голдсмита, лауреата премии "Оскар" за музыку к "Омену", запрягли писать бравурные марши настолько похожие на саундтрек Джека Уильямса, что удивительно, как только Уильямс не подал иск за плагиат. Добавлю также, что действие романа перенесено в 10-е года ХХ века, и в сюжете фигурируют абсолютно карикатурные немцы, которых почему-то называют фашистами. Ну и, конечно, в ряде сцен совершенно отвратительные по качеству рир-проекции – даже в 40-х годах такой лажи старались не допускать…
При этом фильм сделан довольно бойко (сама-то схема является верной) и смотрелся бы даже не без удовольствия, если б не отвратительная, бросающаяся в каждом кадре в глаза подражательность.
А еще у Шарон Стоун на протяжении фильма шорты становятся все короче и короче. Что плюс.
Фильмы про приключения удивительно похожи между собой. Когда пытаешься вспомнить что-нибудь про приключения, они все сливаются в один, и там мелькают парусник, дамы в длинных юбках, ружья, светлые рубашки и некто в высоких сапогах. Если подумать подольше, то оказывается, что это все-таки не один фильм, а три или три с половиной.
Первый — это нечто про взаправдашние приключения, и даже не по книге, а по документам и свидетельствам. Или по книге, которая по документам. Там, конечно, никаких светлых рубашек, все очень героическое, в конце многие умерли. Вот, скажем, фильм "Юг" про экспедицию Шеклтона. Такие фильмы хорошие, наверно, но на любителя.
Второй — это по книгам. Все эти чуваки, которые огибают мыс Доброй Надежды, ищут капитана Гранта, пробираются сквозь джунгли — все про них. Такие фильмы бывают неплохие, и их даже можно смотреть, но всегда лучше прочесть книжку. Настоящие приключения — не кинематографический жанр. Бесконечные описания вяленого мяса, шапок из опоссумов и съедобных кореньев, из которых приключения состоят как минимум на треть, в кино не помещаются, а заменить их нечем. В фильме остается только общая картинка, в которой нет уже ни интереса, ни смысла. Вторая треть приключений — всякие ужасы и лишения. В фильмах тоже раскрыта слабо, а то придется ставить ограничение по возрасту и собирать меньше денег. Так что приключенческим фильмам остаются только образы героев, их общение и взаимоотношения, а все остальное с той или иной степенью успешности компенсируется беготней, пальбой и панорамными съемками. Но, в любом случае, не самый плохой вариант.
Третий — это логичное развитие приключенческих фильмов. Все, что не лезет, выкинуто совсем, все, что остается, раздуто до предела. Получаются такие веселые обаятельные чуваки, которые общаются на фоне дикой природы, иногда элегантно постреливая друг в друга. Вершина эволюции — никаких минусов, сплошные плюсы. Любовь, экшн и красивенькие пейзажи. В хороших фильмах такого рода сделаны некоторые уступки реальности — то есть шляясь по джунглям герои все-таки берут с собой, скажем, воду и еще что-нибудь нужное. Немного, чисто чтобы не раздражать зрителя. Таким образом создатели фильма дают понять, что они не идиоты, просто это неважно, все условность.
Половина приходится на непонятно что, происходящее в Африке. Многие считают, что если действие происходит в Африке, то это уже приключения. А на самом деле это тягомотина.
Ну так вот, "Копи царя Соломона" — яркий представитель третьего типа фильмов. Блондинка в Африке ищет своего отца, а находит сокровища! Любовь и борьба, герой и антигерой, коварство и мужество, слабоумие и отвага. Фильм битком набит самыми отборными приключениями — загадочные исчезновения, дикари-людоеды, ловушки на пути к сокровищам. Сюжет поворачивает во все стороны, и некоторая предсказуемость только идет ему на пользу. Все кончается хорошо, все счастливы и чудесно провели время. Я даже не знаю, что можно поставить этому фильму в вину — в своем жанре один из наиболее чистых и прекрасных образцов.
К сожалению, у него есть продолжение — "Аллан Куотермейн и потерянный город золота". Впрочем, тут нет особого сожаления, хотя есть оно (продолжение), безусловно, зря. Для меня, кстати, его наличие явилось полнейшим сюрпризом — но это неудивительно. Настолько никакой фильм, что его уже давно никто не смотрит. Интересно, кстати, рассмотреть отличия. Казалось бы, и там, и там блондинка, бородатый чувак браво стреляет по помидоркам, все начинается с загадочного исчезновения и продолжается экспедицией, но первый фильм смотреть приятно, а второй — нет. Дело, я думаю, в сценарии — второй хотели получить копированием первого, удачного, но полностью скопировать было нельзя, и во всем оригинальном получилась полная фигня. Там другие режиссер и один из сценаристов, а жизнь в первом фильме была явно не от того, который остался. Ну и ладно, ну а чо, пипл хавает же, а деньги всем нужны. В общем, два с половиной тут только потому, что существует ремейк "Копей царя Соломона", который еще во много раз хуже.
Кстати, отвлеченная мысль. Никогда не могу понять, почему при съемках сиквела сценаристам нужно соблюсти точность в отношениях героев. Почему нужно создавать героям, которые уже давно поженились, ну или все равно что поженились, искусственный конфликт на пустом месте. Запросто можно сделать вид, что они опять незнакомы, и все. Это же условность, совершенно такое же, что и шляться по Африке две недели и все время оставаться с макияжем. Ну или для любителей связности можно перед вступительными титрами дать обоим героям по башке.