Режиссер:
Уильям Фридкин. Сценарий: Уолон Грин (по роману Жоржа Арно), Операторы: Дик Буш, Джон М. Стефенс, Композитор: Tangerine Dream.
В главных ролях: Рой Шайдер. В ролях: Бруно Кремер, Франсиско Рабаль, Амиду.
Интересные факты о фильме:
Уильям Фридкин хотел видеть в главной роли Стива Маккуина. Тот согласился при условии, что в фильме будет играть его жена Эли Макгроу. Но ей в фильме места не нашлось. Клинт Иствуд и Джек Николсон отказались сниматься из-за дальних перелетов. Фридкин взял на главную роль Роя Шайдера, о чем впоследствии жалел.
Самая сложная в фильме сцена — финальная. Сцена на мосту над бурлящей рекой снималась из-за разных вредоносных обстоятельств три месяца и обошлась в несколько миллионов долларов. Кроме того, как-то раз ураган уничтожил съемочную площадку, из-за чего бюджет вырос с 15 миллионов до 22.Версия для печати
После колоссального успеха "Французского связного" и "Изгоняющего дьявола" режиссер Уильям Фридкин попытался добиться большей независимости, основав вместе с Копполой и Богдановичем собственную кинопроизводственную компанию. Однако, он так ничего и не снял на Director’s Company (как и Коппола), — студия довольно быстро развалилась. Четыре года у Фридкина был творческий простой, а потом он засучил рукава, раздобыл средства и начал снимать "Колдуна" — достаточно крупнобюджетный римейк своего любимого фильма "Плата за страх". Фильм провалился в прокате, не снискал расположения у критиков, да и сам режиссер довольно скептически отнесся к своим трудам, свалив, впрочем, коммерческий провал на Роя Шайдера.
Бедняга Шайдер тут не при чем. Ведь его участие не потопило "Челюсти" Спилберга! Да и в "Изгоняющем дьяволе" уже у самого Фридкина не было суперзвезд. Суть в том, что Фридкин со своим стремлением сделать "Колдуна" предельно реалистичным, забыл о динамичности. По сравнению с "Французским связным", где не было никаких сюжетных провисаний, и с "Изгоняющим дьявола", где монотонно, но очень уверенно и безостановочно нагнетался страх, "Колдун" выглядит каким-то рыхлым. Первые сорок минут фильма – пусть и чрезвычайно колоритные (съемки проводились в разных странах на натуре) – никак не цепляют, скорее, оставляют в недоумении: когда начнется экшн? К чему эти четыре разрозненные истории, посвященные четырем мужикам, которые вынуждены бежать из родных мест и скрываться в Доминиканской республике, в занюханном отельчике среди свиней, окурков и босоногих попрошаек с грязными рожами? Потом, конечно, будет всё гораздо интереснее – четверо чуваков, совершенно разные как по характеру, бывшему своему социальному статусу, так по национальным особенностям (один, например, арабский террорист) нанимаются перевозить по разъебанным дорогам взрывоопасный груз. Фильм становится интереснее – но осадочек-то остается! В конечном итоге "Колдун" не выглядит цельной картиной, от Фридкина ожидали гораздо большего.
Но да ладно. Я о другом хотел сказать. Иногда смотришь фильм – и понимаешь, что-то здесь не то. И только спустя, может, минут пять или типа того, догадываешься, отчего во время просмотра какой-то сцены или даже просто нескольких отдельных кадров возникло странное чувство "когнитивного диссонанса". Например, когда в детстве я смотрел "Полицейскую академию 2", у меня такое чувство возникло во время совершенно проходной сцены, в которой панки крушат телефонную будку. Прошло, наверно, пол-фильма. Я несколько раз в голове прокрутил эту сцену и, наконец, догнал, в чем тут дело. В американском фильме на американской же телефонной будке не может быть написано большими русскими буквами слово "Хуй"!
А вот магический кадр из "Колдуна", который меня поразил, – картина, висящая на стене в доминиканском отеле.
Я вспомнил, что у меня есть поднос с такой же картинкой, причем я что-то давно уже этого подноса не видал – с детства, наверное. Учитывая, что фильм был снят в год моего рождения, мерещится мне в этом какой-то странный знак!