Райан Гослинг заменил Хью Джекмана, а Николас Виндинг Рефн — Нила Маршалла. Собственно, Рефн и привел в проект Гослинга.
Первый фильм Рефна, основанный на романе и первый фильм, к которому писал сценарий не он сам.
Рефн советовался с Гаспаром Ноэ, как сделать сцену с топтанием головы пожестче и пореалистичнее.
Хотя фильм — про тачки, Рефн совершенно не интересуется автомобилями, а экзамен по вождению проваливал 8 раз. В итоге так и не получил водительских прав.
Поскольку Рефн никогда не был в Лос-Анджелесе и не имел никакого представления о городе, Гослинг вызвался быть его экскурсоводом.Версия для печати
Смесь "Диких сердцем" с каким-нибудь "Форсажем-5" (на самом деле, я не смотрел ни одного "Форсажа", но мне так кажется). Медленные движения камеры, долгие планы, заходящее солнце светит прямо в объектив, герои фильма изощренно казнят друг друга под отстраненный dream-pop… и – драйв: высокие скорости, но тихий гул моторов.
Райан Гослинг играет супергонщика-аутиста с темным прошлым, который влюбляется в соседку. В роли соседки – Кэри Маллиган, характерная актриса (здесь она играет традиционную для себя роль немногословной отмороженной куклы с горестным лицом). Из тюрьмы выходит ее муж. Он сильно задолжал каким-то бандюганам, и Гослинг решает ему помочь. Начинается крутой замес: выясняется, что в деле замешаны ВСЕ, кого Гослинг знал.
Оперируя киноштампами, занятно противоречащими друг другу, Николас Виндинг Рефн снял незаурядный фильм. Ну, что тут еще скажешь... Это самый медитативный экшн, который я видел в своей жизни. Рефн определенно обогатил жанр.
Рефну удалось почти невозможное: он снял заторможенный боевик о гонщике. Если бы кто-нибудь сказал мне о подобном явлении до просмотра "Драйва", я бы ему попросту не поверил. Нарисовать такое способно далеко не каждое воображение. И тем не менее это факт: у Рефна получилось. Проигрывая в голове развитие сюжета книги Джеймса Сэлиса, я просто поражаюсь, насколько она кинематографична: это живой, напряжённый боевик, без говна и лишних заигрываний, с ясными поворотами, входом и выходом. Жёсткая реалистичная вещь. Снять на таком материале нечто, навевающее мысли о космических пустотах — это настоящее мастерство.
В книге (и фильме) рассказывается о парне с непонятным прошлым, который работает механиком в гараже, подрабатывает каскадёром, а по ночам, время от времени, подражает персонажу Джеймса Стэтэма из "Перевозчика" — забирает где надо кого надо, и отвозит в назначенное место. Он переезжает в новый дом и знакомится с соседкой и её малолетним сыном, чем муж и отец (муж соседки и отец сына, разумеется) находится в тюрьме. И когда он выходит (да, это гватемальский чувак, про которого я уже писал!), ситуация постепенно начинает усложняться, вовлекая героя всё в более и более глубокое дерьмо.
В фильме три или четыре боевые сцены, снятые приблизительно так: плохой нападает на хорошего. Он бьёт его по лицу, голова хорошего отлетает, плохой замахивается ещё раз, и в этот момент, глазами на отлетевшей голове, хороший видит в небе птицу... он медленно следит за её полётом... птица подлетает к солнцу, и растворяется в его свете... и хороший уворачивается от удара и сам бьёт плохого. Плохой падает, и в этот момент хороший видит, как по его руке течёт струйка крови.... ещё одна струйка... они собираются в крохотный ручеек... образуют капельку и падают на землю. Хороший добивает плохого ударом ноги.
В общем, можете себе представить, насколько динамичное кино получилось у Рефна из этого простого криминального сюжета. Нет, фильм смотреть не скучно. Просто как-то... странно. Десятилетиями режиссёры из кожи вон лезли, чтоб вызвать у зрителя всплеск адреналина. Но вот пришёл Рефн и всех рассудил: он сделал всё возможное, чтобы даже естественный уровень адреналина в крови у зрителя упал до нуля.
Чтобы ясно представить себе это зрелище, добавьте вот что: классический сюжет родом из 80-ых, Шевроле Импала родом из 80-ых, музыка Анжело Бадаламенти родом из 80-ых — всё это составляет полнейшую иллюзию того, что ты смотришь фильм, когда-то давно тобою просто не замеченный, и вот теперь попавший в твои руки со свалки истории.
По крайней мере за одно я этой картине точно благодарен. После того, как Костнер состарился, Голливуду оказался очень нужен новый Йодзимбо: отмороженный на всю голову похуист с непонятным, но симпатичным зрителю кодексом чести. Теперь стало ясно, кто сменит Кевина: это будет Райан Гослинг.
"Драйв" сильно обескураживает разницей между формой и содержанием. У меня после просмотра осталось ощущение наебки, ведь с мастерством, достойным лучшего применения, Рефн рассказал более чем незатейливую и нескладную историю. Потрясающе красивая съемка, нуарная немногословность героев и, конечно, шикарный, медитативный, атмосферный синтипоп в саундтрэке создают теплое и восторженное ощущение. "Драйву" близка мораль из "Города грехов" про "Старик должен умереть, девочка должна жить", в нем присутствует пафос молчаливого героя, а вспышки насилия, словно внезапные капли крови на стене, обрамляют картину. Но сюжетная завязка, основанная на тупой алчности и надежде на авось от неприятного и глупого героя Перлмана, плохо вписывается в такое исполнение. Дескать, попробую-ка я ограбить мафию, хотя прекрасно знаю, что мне это выйдет боком. Все страдают от его идиотизма, а раненый герой уезжает в закат. Ох-хо-хо.
В любом случае, надо смотреть из-за музыки хотя бы:
Ну и да, постулат из "Mad men" о том, что женщина с большой задницей — это хорошо, совершенно не работает, когда видишь Кристину Хендрикс в брюках.