Режиссер:
Владимир Мирзоев. Сценарий: Владимир Мирзоев (по одноименной драме А. С. Пушкина), Оператор: Павел Костомаров, Композитор: Николай Анохин, Сергей Беляев.
В главных ролях: Максим Суханов, Ольга Гутшмидт, Андрей Мерзликин, Михаил Козаков. В ролях: Серафима Низовская, Валерия Приходченко, Петр Федоров, Агния Дитковските, Леонид Громов, Дмитрий Певцов, Андрей Ташков, Леонид Парфенов, Жанна Воробьева.
Ну да, "Борис Годунов" снят в современных декорациях. Показан т.н. "высший свет", такой же условный и карикатурный, как в "Поколении П", с которым этот фильм вообще имеет странное метафизическое сходство, атмосферно, кажется. Про этот фильм кажется, что он тоже застрял в девяностых.
Ну да, русские актеры, от которых не тошнит. Удивительно (для отечественного кино) хорошо играют. Знают классический текст Пушкина! что по нынешним временам редкость.
Ну да, сценарист тоже знает классический текст Пушкина и относится к нему с должным уважением, оставляя без изменений. Текст все равно звучит современно и, более того, актуально. Борис Годунов — это, положим, путен, Федор Борисович Годунов — очевидно, медвед, Дмитрий персонифицирует демократию, Гришка Отрепьев — это Навальный, его работодатель — Барак Обама. Узнаваемы и остальные персонажи, непонятно пока только, кто такая Марина Мнишек.
Ну да, фильм снят довольно артхаусно, даже несколько навязчиво артхаусно, крупными планами, операторски-неряшливо — но это не говорит о том, что, например, съемочная бригада не усеет снимать фильмы ваще, это говорит только о том, что фильм снят вот в такой манере. Плохо, пожалуй, что это бросается в глаза.
Ну да, что еще? Фильм в какой-то момент становится скучноват. Но это потому только, что пьеса не рассчитана на прочтение в течение двух часов, сколько там текста-то, и авторского листа не наберется. Я считаю, не нужно было нагонять хроно- и просто метража.
Ну да, очень заметно, что фильм малобюджетен. Малобюджетность и артхаусность ни в коем случае не являются недостатками, конечно — плохо, когда они заметны. Режиссер честно призывает просмотревших фильм заплатить ему денюжек, буде на то его желание. Несмотря на то, что фильм не кажется мне шедевром, я заплатил, конечно. Ообращение Мирзоева — здесь.
Но я не о том хотел написать. Не в этом point отзыва на этот фильм, а в том, что народ-то безмолвствует.
Без излишнего пафоса напоминаю о том, что четвертого декабря 2011 г. будут выборы, а потом в марте 2012 г. будут еще одни выборы. Четвертого декабря мы выбираем единую россию, а в марте — путена. Совершенно необходимо придти на эти выборы и проголосовать за любую партию, кроме партии жуликов и воров. Надежды на какую-то справедливость, конечно, мало, но, тем не менее, хуево, когда народ безмолствует.
Владимир Гордеев:
Современная и древняя власть евреев над русским народом
Во время просмотра фильма "Борис Годунов" я практически ни разу не смог эмоционально погрузиться в действие. Какое-то подобие "погруженности" я испытал только во время сцены (она же и является лучшей в фильме) в бассейне: когда Лжедимитрий признается Марине, что он – "лже". Это было сделано хотя бы более-менее художественно.
Наверное, можно долго обсуждать фильм, но ясно одно.
Автор думал сделать вполне понятную каждому зрителю аллегорию посредством переноса драмы Пушкина на современные реалии: путь к политической власти вымощен трупами (или, допустим, не трупами, а судьбами других людей, их деньгами, идеями и т.п.), и этот путь не изменится никогда.
Но в итоге у меня, зрителя, сложилось такое впечатление: создатели фильма решили сэкономить на боярских костюмах. Поэтому перенесли действие драмы Пушкина, не изменив ни единого слова, в современные реалии.
Фильм вызывает чудовищный когнитивный диссонанс, который мне никак не преодолеть. Фильм Мирзоева кажется слишком искусственным, чтобы мог зацепить.
Люди устроены таким образом, что если им долго подсовывать одно и то же, в конце концов начинает вырабатываться сильное отвращение к предмету. Для меня такими крайне надоевшими, доводящими до исступления вещами является рабское поведение людей по отношению к чиновникам, чиновничьи касты, феодализм в жизни современного государства, разговоры о батюшке-царе и т.д. Но самое главное — это люди в костюмах, которые населяют Кремль. Они, да и сама даже их идея, концепция, если хотите, про которую сладостно любят разговаривать рабы, примеряя то одного государя, то другого, невыносимы уже.
Мирзоев решил взять сюжет про мучимого совестью царя-убийцу, самозванца, смену "элит" и перенес его в современность, рассказывая историю про чиновников. Его трудно обвинить в экстремизме, т.к. сказка ложь, но при этом он и нового ничего сообщить не может. Параллель царь-президент или чиновники-бояре для меня тошнотворна. Пусть она и правдива, "Годунов" — классика, которая ничего не меняет. Вечные монологи по водку — ну сколько можно? Серьезные размышления в кинематографе России всегда заканчиваются диким, тупым феодализмом и безвыходностью. Мирзоев проделал трюк в стотысячный раз — то же самое, только более сдержанно. Интересно, кто-нибудь снимет у нас своего "Атланта"?