Режиссер:
Андрей Звягинцев. Сценарий: Андрей Звягинцев, Олег Негин, Оператор: Михаил Кричман, Композитор: Филип Гласс.
В главных ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина. В ролях: Василий Мичков, Игорь Огурцов, Юрий Борисов.
Награды: МКФ в Каннах — Un Certain Regard Jury Prize..
Интересные факты о фильме:
Некий британский продюсер предложил проект из четырех фильмов, так или иначе затрагивающих тему апокалипсиса. Режиссер Андрей Звягинцев и сценарист Олег Негин стали думать. И думали целый месяц, пока в один момент Негина не осенило. Сценарий основан на случае из его жизни.
Фильм должен был сниматься на английском языке и повествовать об иностранцах. Звягинцев понял, что это слишком утомительно и обратился со сценарием к Александру Роднянскому.
Во время съемок Андрей Смирнов случайно сломал два ребра, играясь с сыном. Версия для печати
Среднеметражный фильм, растянутый до полного метра. То есть, весьма занудный. Однако с каллиграфической картинкой. Персонажи фильма "утрированы" (кажется, утрирование — это грех), но в то же время и "характерны" (а характерность — не порок).
Фильм представляет собой слепок с обычной человеческой жизни, в которой как-то крутятся, вертятся убогие, жалкие представители "человеческой расы".
В жизни людей "аморалка" вполне мирно сосуществует с "высокоморалкой" и даже, иной раз, с "морилкой". Ни то, ни другое не превращается в рудимент, в какой-то пережиток прошлого. Мирное сосуществование! Человеческая цивилизация эволюционирует медленно, ни один образ жизни не вытесняет другим.
Кажется, режиссер так и говорит в финале: "Ну и ничего!"
Героиня нового фильма Андрея Звягинцева, Елена, является, безусловно, аморальной женщиной. Эта пожилая тетка, бабушка, десять лет назад пригревшаяся на груди у делового человека, спустя десять лет, в виду какого-то совершенно ничтожного вопроса, оказывается подколодной змеей! Суть в следующем: ее внук-уёбок Саша должен поступить в институт, иначе угодит в армию, а сын Елены, великовозрастный бездельник Сережа, унылое говно и, соответственно, отец своего сына, такого же унылого говна, прессует Елену, чтобы та выцыганила бабло у своего мужа, который занял принципиальную позицию: "Денег не давать!" Пусть уебан-Сережа в кои-то веки сам займется своей семьей. Елена не придумывает ничего лучшего, как угробить супруга. Угробить живого человека и получить наследство. Всё ради того, чтоб внук не пошел в армию, а пошел в институт. Типа, ничего лучшего, кроме как убийства, эта тупая кочерыжка придумать не смогла. В конце фильма Елена и ее кровные родственники, а также невестка (Елена, бесконечно любящая сына, относится к невестке снисходительно), воссоединяются в роскошной квартире, доставшейся Елене "по наследству", пьют пиво, трескают орешки и смотрят телепередачу про женихов и невест. Выжившие герои не испытывают ни угрызений совести, ни переживаний. Наверно, Звягинцев смотрел "Идиократию", поскольку Сережа сообщает мамаше радостную весть: "А мы снова беременны". Вдобавок к уже выросшим дебилам добавляется еще один дебилозародыш, чему Елена очень рада.
В фильме торжествует зло, поэтому фильм отчасти аморален. Ведь зритель непритязательный (который, впрочем, смотреть "Елену" и не станет) неизбежно придет к выводу: "Елена всё сделала правильно! А почему нет? Ведь в финале же все счастливы! Ну, а мертвые… что ж. Пусть мертвые хоронят своих мертвецов".
Своим фильмом Звягинцев якобы обрисовывает психологию русской нацыи: сперва кровные связи, потом – всё остальное. Вот поэтому, говорит Звягинцев, и сильно в нашей стране кумовство на всех уровнях власти, бизнеса. Вот поэтому, добавим от себя, России был завещан Кавказ, где кровные связи не менее сильны )) И бла-бла-бла. Можно многое подвести "под базу" этого фильма, не просто нудного, но еще и достаточно унылого. Зато все-таки фильм злой, ядовитый (он оставляет именно такое послевкусие) и козырно снят...
Но, повторюсь, фильм ужасно, неимоверно снотворен! Если бы так не гремела музыка Филипа Гласса, выбранная для саундтрека и заботливо доведенная звукооператором до каких-то немыслимых децибелов, я бы не смог написать свою великолепную, восхитительную рецензию, столь изобилующую спойлерами.
Юлия Ульяновская:
Рецензия на фильм "Елена", или жантаж одиночеством
Об этом фильме было слишком много разговоров. Большей частью — восторженные отзывы. Это всегда отвращает, согласитесь. Но в то же время заставляет запомнить название и при случае посмотреть — мол, уж я-то точно найду, к чему придраться, я-то ого-го, мне попробуй угоди. Тем, что я взялась смотреть "Елену", я как бы воззвала к режиссеру Звягинцеву: "Удиви меня!" И удивил.
Кино превращается в киноискусство, когда ставит во главу художественный приём, а не просто иллюстрирует диалоги крупными планами. Я видела это у Озона. За полчаса герой может не проронить ни слова, но он движется по своим траекториям, совершает свои рутины, упорядочивает пространство так завораживающе, что невозможно оторваться. А случайное междометие, произнесенное им потом, становится невозможно многозначительным. В фильме играет не только человек, но и всё, чем он окружен. Интерьер играет. Играет дом. Играет пустой пляж. Представьте мое удивление, когда я обнаружила, что Звягинцев это умеет. В "Елене" персонажи жадны на речь, они говорят очень нехотя и только по делу. А все, что находится вокруг них, все места и предметы, где герои реализовывают свои привычки и склонности — всё это играет само за себя. Мне нравится, что человек вписан в пространство фильма, но при этом сдвинут на периферию. А в центре — просто воздух, и эмоциональный фон зависит от того, сколько там этого воздуха, прозрачен ли он, сгущен, свеж, ароматен или затхл.
Действующие лица. Елена, обстоятельная рыжая женщина начального пенсионного возраста. Обычная, из простых. Любимое занятие — навязчиво заботиться о сыне. Владимир, муж Елены, сухой, пожилой и обеспеченный. Из верхних. Любимые занятия — свои собственные. Катя, грустная язвительная девушка, дочь Владимира. Любимое занятие — пытаться всё вывернуть и лишить смысла. Сережа, унылый пьющий упырь с женой и почти тремя детьми, сын Елены. Любимое занятие — плевать с балкона и смотреть, как летит. Квартира Владимира, простор, минималистический шик, строгие формы, сдержанно блестящие поверхности. Квартира Сережи, захламленная хрущевка в опасном пригороде.
К сожалению, уже по этому короткому списку видно моё отношение к каждому из них. Судить — большая ошибка, и я делаю ее всегда. Но не режиссер Звягинцев. Решив мимоходом поставить ему еще один плюс, я скажу вам, что "Елена" абсолютно чиста от авторской морали.
Елена и Владимир живут в прекрасной квартире в хорошем районе. Владимир спит в своей спальне на большой кровати. Елена спит в своей комнате на тахте-полуторке. Странно, да? Дальше все медленно и технично. Первый сет: будильник, она встает, накидывает халат, причесывается перед зеркалом. Второй сет: идет в комнату мужа, раскрывает портьеры, тихо говорит ему: "Вставай, вставай", уходит. Третий сет: Елена ждет мужа в кухне, сервируя стол к завтраку. Четвертый сет: доброе утро, завтрак, какие у тебя планы? А у тебя? Без единого суетливого движения, без лишнего слова, как прекрасно вышколенная прислуга. Потом они расходятся. Кажется, что так было всегда и обоих устраивает. Их жизнь выглядит прохладной и гармоничной. Но так как мы имеем дело с женщиной, чей сын — унылый упырь, следует ждать беды. Только сразу не ясно, откуда она придет.
Когда Владимир в хорошем настроении, он может потащить смеющуюся от нелепости происходящего Елену в постель. Для таких случаев у Владимира есть виагра (если вы не заметили, я сейчас повесила на стену ружье). На первый взгляд, хоть своеобразная, но вполне счастливая семья. Однако существует табу. Каждый из них ненавидит и не понимает чужого ребенка, поэтому говорить о детях нельзя. Но наступает момент, когда материнские чувства удушают все прочие, и Елена решается попросить денег для Сережиной семьи. Внук может загреметь в армию, надо срочно устраивать его в институт. А так как внук подстать своему папе, институт стоить будет очень дорого. Владимир, естественно, непреклонен: мужчина, раз уж он завел семью, должен уметь ее обеспечивать и решать все внутренние проблемы, а не тянуть пенсию у матери. Обида! Попытка заговорить о дочери-тунеядке проваливается: дочь как раз никому ничем не обязана. Так Елена почувствовала, что у нее из рук вырывают сына, а с ним невестку и двух внуков. То есть семью.
Не могу понять, отчего эта разница в ожиданиях. Может, просто разные люди? Или еще хуже — разные слои? Может, у низов так принято, что женщина должна? Пресловутый конь не в счет, но изба вечно в огне, на минуту присядешь — уже угли. Должна всем: родителям, мужу, детям, соседям, помидорам в огороде, ветру в поле. И подстегиваемая этим чувством вечно недовыполненного долга, продолжает она бежать в своем колесе, пока не помре. А вдруг у верхнего класса все иначе? Вдруг там действительно должен мужчина? Вдруг у них там женщина считается нежной глуповатой усладой взора, чья задача — ни в чем не нуждаться и служить показателем благосостояния мужа? Мол, плох тот хозяин, чья канарейка не поёт. Я не знаю, как на самом деле. Но я очень надеюсь, что бывает иначе, чем сказано у Некрасова.
Я пропускаю всё, что было дальше. Как уже было сказано, навязчивая авторская мораль отсутствует. Но невозможно представить, чтобы жизнь ушедшего от кары убийцы осталась прежней. И режиссер показывает, как нежно и тонко начинает она тлеть по краям. Полунамёком. Ничего конкретного, можно сказать — вообще ничего. Предзнаменование в духе "Анны Карениной". Однако же не остается никакой недосказанности, всё предельно ясно. Тревога — главная составляющая фильма, и большим мастерством мне кажется поддерживать её без единого грубого средства. Звягинцев предоставляет зрителю в каждой сцене некую вакуумную сферу, которую каждый заполняет по усмотрению. Пока я видела Елену с мужем, сфера светилась порядком и уважением — но тревогой сделать ошибку. Когда появлялась Катя, в сфере вихрилось раздражение — и тревога за тех, кого она обижает. Когда я видела семью Сережи, сферу тошнило ненавистью, и в финале настал момент, когда всю упырью семью, гадящую каждым своим шагом, моей ненавистью накрыло, и я удивляюсь, как только не разорвало. Однако Елена знала, что она себе покупает и какую цену платит. Знала безысходным знанием сумасшедшей.
По сравнению с идеально построенной "Еленой" мой текст выглядит жалким нагромождением невнятицы, но это не помешает мне сказать стандартное финальное слово. Фильм женский. Мужчинам не понять. Смотрите его утром какого-нибудь хмурого воскресенья, в это самое неподвижное время недели. Может, по просмотру у вас в голове мелькнет вдруг смутная догадка о том, что даже уважаемые обществом и омытые слезами умиления чувства следует строго контролировать и держать в узде, тем более если они касаются людей недостойных. Слепая любовь отвратительна. Как отвратителен мне каждый персонаж этой истории.
Я начал смотреть этот фильм с лёгким скепсисом. Не потому что, там, новое русское кино, или, там, Звягинцев, или, там, скандал с оскаровским комитетом, такие вещи меня мало трогают. А потому что ДРАМА. Меня, признаться, совершенно — ну совершенно — не трогают бытовухи. И эта поначалу не трогала. Где-то полчаса я посмотрел, уверенный в том, что каждый кадр фильма полностью подтверждает мою изначальную установку: фестивальная доневозможно-заторможенная бытовая драма про отцы-и-дети, мужья-и-жёны, богатые-тоже-плачут-на-могилках-бедных и так далее.
Но потом я вдруг начал вовлекаться в происходящее. Нет, тональность фильма не изменилась ни на йоту, всё те же письки-попки, но просто мир героев фильма вдруг предстал передо мною во всей чудовищности раздирающих его конфликтов. Персонажи фильма, по сути, живут не в "кругах общения", а на перекрестье конфликтных ситуаций: у главной героини (собственно, Елены), конфликт с мужем (латентный), конфликт с его дочерью (явный, хотя и маскируемый), конфликт с сыном (который она тщательно скрывает внутри себя), конфликт с окружающей реальностью и, в конце концов, с самой собой. Она живёт не в нормальном, спокойном мире, к котором тем не менее встречаются конфликты, она живёт просто в мире конфликтов, эти конфликты — разрывающие её на части — являются самой сутью её реальности, она из них состоит. И таких, как она, подумал я — большая часть населения этой страны (под "этой" здесь в разной степени можно понимать и Россию — где происходит дело, и Украину — где живу я).
Фильм не о том, что хорошо, а что плохо. Фильм о том, что люди слишком слабы, чтобы жить так, как они должны были бы жить в идеальном мире, что слабости людей захватывают над ними вверх, порабощают их, и они превращаются в тени, в блеклые отблески теней, плывущие по течению, и живущие мечтами об удаче.
У фильма нет концовки, что, конечно, большой минус. Раньше, когда я встречал фильмы без концовки, мне казалось, что это такой крутой сценарный ход, мол, оставить зрителя один на один с его мыслями, и восхищался. А потом я понял, что любая история всегда лучше с концовкой, чем без неё, и если у фильма нет концовки — значит сценарист просто поленился её придумать.
Но есть ещё и большой плюс, просто огромный. Ближе к концу Звягинцев показывает нам своё сценаристское искушение: использовать в качестве концовки такую толстовскую хуйню с тщетой усилий и псевдомистикой. И, обмирая от собственного благородства, показывает нам, что с этим искушением он справился, и такой дешёвой концовки у фильма не будет. Тут я согласен с авторами: лучше никакой концовки, чем дешёвая.