Владимир Гордеев:
Чжан Имоу, крутой китайский режиссер, пытается состариться
Чжан Имоу решил сыграть в классика и снял "простую историю". Более того, поместил эту историю в исторический антураж. Точнее говоря, поместил не он, а автор романа, по-видимому автобиографического, но ведь именно Имоу выбирал, что ему снимать! А снять Чжан Имоу мог любое кино. Он уже давно имеет на то полное право. Ведь он велик. Он снял "Героя" и срежиссировал открытие китайской олимпиады. Он известен в узких кругах по прекрасной комедии "Цю Цзю идет в суд", приуроченой 50-летию китайского народного суда. Наконец, все видели его великолепную работу "Зажги красный фонарь".
Все великие режиссеры к старости пытаются быть попроще (впрочем, это правило не касается излишне пафосных режиссеров). Они чувствуют, что теряют энергию, и стараются быть поспокойнее. А также поразумнее. Вспомните, как разумно написана Бунюэлем автобиографическая книга: он боялся на старости лет лишиться памяти, а вместе с ней потерять и рассудок.
В 1972 году, в разгар китайской культурной революции, Имоу был молодым человеком. Вот еще один симптом болезни под названием "старость": ретроградство.
Действие фильма "Под ветвями боярышника" происходит в начале 70-х и повествует о любви старшеклассницы и молодого геолога, которые познакомились в селе, куда старшеклассницу отправили вместе с классом "поднимать сельское хозяйство" и "трудообразовываться".
История, рассказанная Имоу, драматична и даже мелодраматична. Но интонация повествования является ровной и спокойной, она не грозит зрителю слезами, или истериками.
А потом, совершенно внезапно, меня осенило: "Под ветвями боярышника" – сродни кинофильму Меньшова "Москва слезам не верит". Фильм Меньшова получил "Оскара", поскольку стал откровением и поразил оскаровский комитет. Американцы знали о жизни в СССР лишь по фантазиям Дэвида Лина ("Доктор Живаго"), газетам, телерепортажам, а также благодаря собственному воображению, преломляющему всю эту поступающую извне информацию. И вот в Америке вышел на экраны фильм "Москва слезам не верит". Внезапно оказалось, что за железным занавесом люди вовсе не бродят из стороны в сторону как сомнамбулы из антиутопии Джорджа Оруэлла, а создают семьи, идут в карьерный рост, жарят шашлыки на природе.
Ну вот и фильм Имоу говорит о том же: политические строи меняются, причем иной раз кардинально, а человеческие чувства остаются человеческими чувствами.