Режиссер:
Михаил Козаков. Сценарий: Михаил Козаков, Игорь Шевцов (по пьесе Евгения Шварца и сказке Ханса Христиана Андерсена), Оператор: Виктор Шейнин, Композитор: Владимир Дашкевич.
В главных ролях: Константин Райкин, Марина Дюжева, Марина Неёлова. В ролях: Михаил Козаков, Спартак Мишулин, Вячеслав Невинный, Светлана Степченко, Александр Цекало, Анна Ямпольская.
Владимир Гордеев:
Рецензия на фильм "Тень, или Может быть, всё обойдётся"
Тень – популярный гость мистических произведений. Может быть, даже более популярный, чем доппельгангер (двойник). Встреча с доппельгангером, своим двойником, сулит человеку смерть. Но ведь и тень – твой двойник, точнее, контур твоего двойника, доппельгангера.
Вспоминается повесть немецкого писателя Адельберта Шамиссо, представителя эпохи романтизма, прославившегося как раз за счет вот этой своей повести – "Удивительная история Петера Шлемиля". Герой повести, продавший тень дьяволу, получил много золота, стал сказочно богат, но при этом лишился нормальной человеческой жизни. Утратив тень, он превратился в изгоя, люди перестали ему доверять, и он был вынужден таиться, перемещаться по улицам только ночью или, скажем, в полдень.
Пьеса Евгения Шварца "Тень" (по сказке Ханса Христиана Андерсена) представляет собой как бы симбиоз повести Шамиссо и повести Роберта Льюиса Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". В первой части – это Шамиссо, во второй – Стивенсон. Герой пьесы Шварца, Ученый, приехавший в иностранное государство, где герои сказок существуют наряду вместе с обыкновенными людьми, и где происходят всякие сказочные события, совершенно походя, даже не задумавшись, избавляется от своей тени, отправляет ее восвояси. И тень, начав жить своей жизнью, превращается в овеществленного и очень зловещего двойника героя, в его "теневую сущность", которая, подобно доктору Хайду, приводит "добрую сущность" к смерти.
В чем мораль истории? Ученый, влюбившись в принцессу, расслабился и потерял над собой контроль. Расслабившись, став чрезмерно благодушным, от широты душевной он отпустил свою тень, которая тут же воспользовалась предоставленной ей свободой. Тьма, заключенная внутри человека, выбралась на волю и стала действовать так, как положено тьме. Более того, ожившая тень, обладающая могучей волей к жизни (а ведь раньше у нее не было никаких шансов на полноценную жизнь), пытается сгноить своего главного конкурента – своего двойника.
Если не умрет доппельгангер — умрешь ты. Не будь размазней, говорит автор, контролируй себя и держи руку на пульсе окружающей тебя жизни. Впрочем, поскольку герой пьесы "попал в сказку", всё заканчивается хорошо.
Фильм снят в 1991 году в Крыму и изобилует милыми сердцу прудами с леблядями, мраморными львами и вазонами на анфиладах воронцовских дворцов. Удачным было решение режиссера Михаила Козакова сделать мюзикл: мюзиклы в СССР (а опосля и в России) снимали не часто. И это неплохой получился мюзикл. С визуальной точки зрения – фильм абсолютно типичный советский/российский продукт начала 90-х: дымчатость в кадре и что-то мутно-зеленое :) Естественно, он прошибает на нехилую ностальгию.