Режиссер:
Кристиан Ниби. Сценарий: Чарльз Ледерер (по рассказу Джона Кэмпбелла-младшего "Кто идет?"), оператор: Рассел Харлан, композитор: Димитрий Тёмкин.
В главных ролях: Кеннет Тоби, Маргарет Шеридан. В ролях: Роберт Корнтвайт, Джеймс Арнесс и другие.
Награды: 2001 — National Film Registry (National Film Preservation Board, USA).
Интересные факты о фильме:
Фильм частично снимался в Национальном парке "Глейшер" в Скалистых горах на северо-западе штата Монтана, частично на складах завода по производству льда в Лос-Анджелесе.
Исполнитель роли "нечто" Джеймс Арнесс жаловался, что в гриме похож на гигантскую морковку. Говорят, что он считал свою роль такой позорной, что даже постеснялся прийти на премьеру.
В финальных сценах "нечто" играл актер-лилипут Билли Кертис.
Дабы угодить продюсеру фильма Говарду Хоуксу, художнику Ли Гринуэю пришлось сделать 18 вариантов "нечто", потратив на это дело пять месяцев.
Говард Хоукс пытался застраховать "нечто", но ему отказали пять страховых компаний, ссылаясь на то, что "нечто" замораживают, рубят топорами, рвут собаками, сжигают в огне и поражают электротоком.
Говард Хоукс просил Американские ВВС помочь в съемках фильма, но получил отказ. Командование решило, что помощь в создании подобного фильма будет противоречить официальной позиции правительства США, отрицающего существование НЛО
В 2001 году этот фильм попал в Американский киногосхран, учрежденный Библиотекой Конгресса США в 1988 году. Каждый год туда отбирается 25 фильмов, не менее, чем десятилетней давности, представляющих собой культурную, историческую и эстетическую ценность. Через миллион лет после того, как наша цивилизация изживется, на наш голубой (или каким он там станет) шарик прибудут инопланетные археологи, раскопают целлулоидные свитки и будут по этим свидетельствам судить о нас с вами.
После просмотра этого фильма инопланетные ученые на всякий случай обрядятся в гетинаксовые скафандры, обитые изнутри прешпаном, обмотаются ПХВ-изолентой, наденут резиновые боты и встанут на резиновые коврики, а то мало ли что, вдруг кто из туземцев на планете остался и пойдет на них в последний и решительный бой.
Фильм снят по мотивам классического рассказа редактора и писателя Джона У. Кэмпбелла-младшего, который для развития фантастической литературы сделал столько же, сколько, скажем, Королев — для освоения космического пространства.
Мотивов из рассказа корифея в этом фильме использовано два — ученые добывают из-под ледяного покрова пришельца со звезд, а потом, когда он оживает, пытаются его замочить. Все остальное — полет недюжинной фантазии сценаристов и режиссеров (большинство специалистов склоняется к тому, что фильм-таки делал Говард Хоукс, вписав своего неизменного ассистента Ниби режиссером в знак благодарности за беззаветную преданность лично ему и кинематографу в целом. Хотя скорее всего именитый режиссер просто постеснялся — до выхода в 1968 году "Космической одиссеи 2001 года" Стенли Кубрика, фантастика в киносреде считалась отстоем, типа "мыльных опер").
Настоящую экранизацию рассказа — а отнюдь не ремейк данного фильма, как почему-то считается! — сделал в 1982 году Джон Карпентер. Его замечательный фильм, ясен болт, провалился в западном прокате из-за того, что он замахнулся на святое, на классику. Тем не менее нам, неискушенным посетителям "видеосалонов по рублю", фильм Карпентера очень даже покатил и после него мы не можем взирать на это нелепое классическое киноископаемое без смеха.
Как бы там ни было, лично я просто обожаю неказистые фантастические фильмы пятидесятых годов даже больше, чем фильмы, в которых гангстеры и полицейские ходят в плащах и шляпах. Летающие тарелки на веревочках, покрытые серебрянкой женой режиссера, мне милее гримасничающих на зеленом или синем фоне персонажей, вцифрованных затем в компьютерную игру... Даже 300 таких персонажей изображающих спартанцев не заменят мне картонного дерева-людоеда, пожирающего американских офицеров ВВС на тихоокеанской базе, подозрительно похожей на захламленные задворки заброшенного кинопавильона. В таких картинах есть какой-то шарм, а уж в этой ленте его несравненно больше, поскольку сделана она отнюдь не бездарными энтузиастами, а настоящими профи по всем законам кинодраматургии.
Я не буду здесь рассказывать, в чем данный фильм расходится с первоисточником и последующей экранизацией Карпентера. Пусть это будет неожиданностью. А посмотреть этот фильм стоит обязательно, даже если вы не киноман и не любитель фонтастеги. Хотя бы потому, что вдруг именно вы поневоле окажетесь в авангарде сопротивления инопланетным захватчикам? Поэтому не лишне будет узнать о вариантах усмирения и уничтожения агрессивно настроенных экзотических форм разумной жизни подручными средствами.
В названии рецензии использована строка из песни "Случай в пионерской комнате", питерской рок-группы "НОМ".