Владимир Гордеев:
Не хороните мертвецов на заднем дворе, их души украдут демоны
Мистический триллер "Убежище" закрыл эпоху "звонков" и "проклятий".
Ну, не то, чтобы закрыл… Попытался. Помните кадр из "Алисы" Шванкмайера? Алиса находится перед большой дверью, в которой, в свою очередь, находится маленькая дверка, и вот Алиса пытается ее закрыть (или открыть).
Фильм с нормальным, в принципе, бюджетом и с участием звезд не самой первой величины, но все-таки звезд, совершенно провалился в прокате. Что ж, такова участь большинства фильмов, за чью дистрибуцию нынче берутся братья Вайнштайн.
В итоге фильм, который был снят вроде в 2008 году, на экраны вышел только в 2010, причем об этом никого не известили. На наши экраны он попал весной 2011 и обеспечил себе больше половины мировой кассы. Короче говоря, при бюджете 22 миллиона долларов supernatural horror "Убежище" собрал в кинопрокате, в целом, 0,8 миллиона долларов (примерно такая же история приключилась и с "Викингами", еще одним "питомцем" братьев Вайнштайн).
То есть, можно было бы говорить, что интерес к мистическим триллерам/хоррорам окончательно спал, если бы не братья Вайнштайн, которые путают все карты…
А что касается непосредственно фильма, то "Убежище" – фильм так себе. Его снял творческий дуэт Манс Магнус Марлинд – Бьёрн Стейн. Это их второй фильм; первый – фэнтезийный триллер "Шторм" (2005) – получил приз зрительских симпатий в Стокгольме, но мало кому понравился помимо шведов. Сейчас буквально на носу 2012 год, и в этом грядущем году Марлинд и Стейн должны выпустить "Другой мир-4". Утешает здесь только то, что эту франшизу никакими скучными дуэтами не испортишь, она тосклива изначально, но рекламный бюджет каждой новой серии примерно равен бюджету самого фильма, что неизменно обеспечивает отличные кассовые сборы.
Джулианна Мур играет в "Убежище" психиатра, которая столкнулась с любопытной историей раздвоения личности. Так-то она вообще не верит ни в какие раздвоения личности, но тут и впрямь дело странное. В теле молодого человека реально уживаются сразу две личности – его собственная и чья-то другая, принадлежащая какому-то инвалиду. Может быть, это одержимость? Героиня Джулианны Мур начинает копать и находит женщину, на которую указала личность калеки. Инвалид назвал эту женщину своей матерью. И женщина подтверждает: да, такой человек действительно был, и это ее сын. Вот только он помер давным давно.
Звучит в равной степени как интригующе, так и нелепо. Зритель ждет объяснений. Вместо объяснений чередой идут угарные эпизоды. Например, та самая сцена, в которой мать, роняя слезы, объясняет, что "ее сын был".
Джулианна Мур спрашивает: "А где он сейчас?" Мать: "Да вот же вы стоите на нём".
Джулианна Мур отскакивает в сторону. Оказывается, она стояла на могиле любимого сына, которого похоронили на заднем дворе: в земле виднеется только рамка с фотографией. Типа такой "секретик" (так в детстве закапывали фантики, накрытые стеклышками, чтоб можно было потом расковырять пальцем землю и полюбоваться).
В аннотации говорится что-то про демонов. Дескать, главный герой – это демон в обличьи человека, который похищает умершие души. И тот чувак, закопанный на заднем дворе, стал жертвой этого демона. Пиздец, не повезло чуваку. Сперва он случайно стал калекой, потом его случайно изощренно убили, а потом еще какая-то ебаная тварь, двадцать лет спустя, случайно похитила его душу, – а душа-то, небось, уже расслабилась и, типа, думала: ну всё, наконец-то от меня отъебались.
Я пытался выяснить, почему демон прицепился именно к этой несчастной душе, но расследование зашло в тупик: я уснул на половине фильма и проснулся только в финале, когда меня разбудили демоны-родственники.
О фильме нельзя сказать практически ничего хорошего, кроме того, что Джонатану Рис-Майерсу удается неплохо перевоплощаться, но это и так не было для меня сюрпризом.