- в фильме занято невероятное количество актеров, имеющих оскаровские номинации или взявших Оскара: Марион Котийяр (Оскар за роль в "Воробушке"), Мэтт Дэймон (Оскар за сценарий с Аффлеком), Лоуренс Фишберн (номинация за фильм о Тине Тернер), Джон Хоукс, Джуд Лоу (дважды номинант), Кейт Уинслет (Оскар за чтицу).
Фильм сделан исключительно четко, как будто даже механистически. Он сделан настолько четко, насколько четко может быть сделана лабораторная работа. В этом – весь Содерберг.
Вспомните его дебютный фильм, который завоевал "Золотую Пальмовую ветвь" – "Секс, ложь и видео".
Фильм "Заражение" очень похож на ту дебютную картину Содерберга, ставшую для него триумфом.
"Заражение" тупо, нудно, дотошно, но, во-первых, страшно, а, во-вторых, реалистически (благо бюджет позволял) описывает жизнь во время чумы.
Причем это современная жизнь. Жизнь скоростей. Жизнь на спидах. Вот и зараза атакует внезапно.
А сам по себе фильм долгий, медленный, как сама человеческая жизнь, в то время как зараза распространяется практически моментально.
Между людьми – нациями, странами и т.д. налажены слишком тесные связи. Развитые коммуникации ведут к мгновенному распространению заразы.
Атака вируса становится вызовом для человечества.
И человечество хладнокровно побеждает. Крутой фильм. В фильме хэппи-енд, который не кажется пошлым.
И еще отдельно отмечу саундтрек Клиффа Мартинеза, который дважды за этот год выступил просто блестяще: написав классные темы к "Драйву" и к "Заражению".
Гвинет Пэлтроу позвонила по телефону. Потом полетела в самолёте. Взялась за поручень в автобусе-челноке. И приехала домой.
Так началась эпидемия.
На самом деле, эта картина как раз из тех, о которых чем меньше знаешь и чем меньше ждёшь — тем сильнее вставляет. Содерберг в последнее время всё чаще начинает выполнять в кино ту функцию, которую в восьмидесятые в литературе выполнял Хэйли — он стряпает добротные производственные романы, только если Хэйли писал про аэропорты и автомобильные заводы, то Содерберг — про наркотраффик и эпидемии смертельного вируса.
Ещё одно удивление — Содерберг к концу пятого десятка научился наконец-то снимать интересно. Фильм затягивает — отчасти этой производственностью, большим клубком, процессом, где у каждого человека своё чётко отведённое место, и всё вместе называется "всемирное здравоохранение". Отчасти — определённой непредсказуемостью, которой, впрочем, легко добиться, имея две десятка персонажей на разных континентах. Отчасти, кстати — вот этой глобальностью: только глобальность Содерберга не такая детская и наивная, как глобальность Иньяриту, который увидел Вавилон в том факте, что на другой стороне Земного шара тоже живут люди.
Содерберг воспринимает глобальность современного мира, просто, как данность — с которой надо теперь жить. Да, американка сегодня может пожать руку украинке в Макао, и Киев вымрет — а Россия, потому что не любит казино в Макао, надо полагать — останется жить.
Несмотря на фактически полное отсутствие внятной фабулы, и тот факт, что единственным макгаффином в фильме является смертельный вирус, картина получилась захватывающей. И в конце не будет хэппи-энда (в том смысле, что мёртвые не восстанут из могил), равно как и апокалипсиса. Жизнь найдёт путь. И нам останется просто жить дальше, гадая, откуда же появилась это чудовищная — и, к счатью, больше не опасная — зараза.
Я ожидала совершенного уныния в духе "Хорошего немца", но "Заражение" — это снятый в приличном темпе фильм об эпидемии и о том, что рассчитывать в тяжелой ситуации можно только на себя. Когда вирус начинает распространяться, правительство привычно эвакуирует конгрессменов, президента и других шишек, оставив умирать даже высококвалифицированного доктора. Никто не будет тебе помогать, лучше действовать логически, отдаляться от скопищ людей, среди которых могут быть зараженные, изолировать себя от заразы. Интересно прослежено распространение болезни, продемонстрирована быстрая скорость проникновения в многолюдные места, откуда остановить инфекцию уже не представляется возможным. Теория о вирусе показалась мне бредом сивой кобылы, но это фантастическое допущение, которое можно принять. Человеческое общество очень уязвимо, жизнь отдельного гражданина ничего не значит. Чтобы спровоцировать беспорядки не нужен даже вирус, достаточно отключить электричество. Я часто думаю о том, насколько неустойчиво общество, от сколь многих факторов зависит существование цивилизации.
Отдельно Содерберг проехал по "искренним" блогерским репортажам: один из героев фильма выкладывает ролики, где, больной, поносит правительство и фармацевтические компании, говоря, что попробует вылечиться с помощью некоего гомеопатического лекарства. Тайна его таинственного "излечения" объясняется переводом четырех миллионов от другой компании. Ничего экстраординарного в "Заражении" нет, но фильм хорошо смотрится за счет задействованных актеров и оператора, которым снова выступил сам Содерберг.