Прошлая неделя в плане фильмов выдалась, прямо скажем, не слишком удачной. Но зато у вас будет возможность избежать разочарования, удалив с винчестера фильмы, находящиеся в Новом Экранки.ру. "Бумер" удивлял тем, как драйвово, непривычно бешено был сделан. Нгоо окрестил Буслова надеждой русского кино, и я отправилась в кинотеатр. Здесь Буслова до монтажа не допустили, так что мы не узнаем, каков мог бы быть фильм, но гадать об этом нет смысла — итоговый результат длинен, безыдеен, он отдает некрофилией как в прямом, так и в переносном смысле. Если бы "Высоцкий" был фильмом про некроманта, кино получилось бы мощное. Красивая Акиньшина в компании жирного Леонидова, что само по себе грустно, сопровождает нарисованного, мертвого, искусственного Высоцкого. С какой-то маниакальной любовью восстановленные интерьеры советских квартир и гостиниц, абажуры и клетчатые одеяла, соседствуют с полумертвым героем. Мне его лицо напоминало гибрид между резиновой маской и нарисованной мордой Короля-льва. Его мимика в итоге ненатуральна, а без мимики какой же человек, тем более такой, как Высоцкий?
В итоге в фильме сразу смещается акцент, и главным героем становится суровый, принципиальный чекист. Его задача — поймать Высоцкого на лишних, неучтенных концертах, но вместо этого он ловит певца на употреблении наркотиков, которые через всю страну и пустыню Узбекистана героически везет Акиньшина. Но чекист не свинья какая-нибудь, просто он выполняет распоряжение других людей, а другие люди то хотят поймать Высоцкого, то хотят заставить его петь правильные песни на Олимпиаде, то собираются ловить с поличным, то вдруг понимают, что на концерты наркомана члены партии ходить не могут, так что лучше промолчать. Когда ему предлагают шантажировать Высоцкого с помощью Акиньшиной, он негодует и отпускает всех птичек на волю. Заодно следует душещипательная сцена, в которой все вокруг под влиянием Высоцкого вдруг решают жить по правде, а не по приказу. Что даже подневольный человек не должен окончательно ложиться под свое начальство. Наивно, не правда ли?
Все это могло бы быть неплохо, если бы. Во-первых, фильм удушлив, безвыходен, фаталистичен, как большинство русских фильмов. Мертвый Высоцкий следует со свитой из подлеца, шута и алкаша-врача, читает монологи перед жирными партийцами, пот хлещет по резиновому, ненастоящему лицу. В идеале он должен насылать на мир орды мертвецов, взрывать землю, из которой будут восставать скелеты, и скрипучим голосом взывать к аду. После он умирает и восстает из мертвых, но это не воскресение, как мерещится в белой горячке пьянице-доктору, а восстание из гроба человека, который и так умер уже. Во-вторых, авторы с невероятной любовью обсасывают власть партийцев. Это кажется патологией — то влечение, с которым операторы, сценаристы, режиссеры выписывают жирных свиней, ту "работу", которую они делают, то вмешательство, которым они портят людям жизнь. По какой-то странной для меня причине им больше нравится обсасывать складки на очередной жирной шее, а не показывать настоящих людей. В-третьих, фильм депрессивен. Он безвыходен и мучительно медленен. В нем масса людей сконцентрирована в одной точке по пустяковому поводу, и это расточительство ресурсов сильно напрягает. Только Акиньшина очень хороша, но Акиньшина всегда хороша.
В общем, вместо вечно живого мы получили вечно мертвого Высоцкого в вечно мертвом, не меняющемся мире. Если это было задумкой автора, то получилось на пять.