Сдается мне, что медленный, лирический триллер Ричарда Пирса о полицейском (Ричард Гир), который влюбляется в нью-орлеанскую секс-рабыню (Ким Бэйсингер) и пытается убить главного тамошнего злодея, послужил одним из источником вдохновения для Николаса Виндинга Рефна, снявшего в том году нашумевший "Драйв".
Еще фильм Пирса темпом схож с кинолентой Ридли Скотта"Тот, кто меня бережет", вышедшей год спустя, да и фабулы примерны одинаковы, разве что героини этих двух картин занимают различные ступеньки социальной лестницы. Опять же не будем забывать брата Ридли Скотта – Тони, который принципиально тормозил двадцать лет, замедляя в своих фильмах жанра "экшн" действие до невозможности (а потом ему будто сорвало планку в "Домино").
Всех этих чуваков объединяет одно: любовь к искусству. Точнее говоря, к мертвому искусству. Точнее говоря, к статике. Красивый кадр важнее драйва. Оно и понятно: Ридли Скотт – прирожденный визионер, к тому же бывший рекламщик, Тони – младший брат его, а Ричард Пирс начинал как оператор. В частности, Пирс снял знаменитое документальное полотно, если не сказать полотнище, – "Вудсток".
Сюжет "Без пощады" примитивен как молоток. Впрочем, в любом уважающем себя криминальном триллере 80-х сюжет примитивен. Тем и люб (сейчас перечитал фразу "тем и люб" и подумал, что это звучит прикольно). Короче говоря, за это мы и любим такое кино, ведь вот она – олдскульность.
Холодные урбанистические пейзажи (Чикаго) сменяются влажным Нью-Орлеаном, прилегающими к нему болотами. Ричард Гир и Ким Бэйсингер едят раков, потом стоят, прикованные друг к другу наручниками, под струящейся водой в гигантской грязной душевой, предназначенной для импортной дешевой рабочей силы. В фильме много эффектных видовых кадров. Режиссер снял приятное вечернее кино, под которое хорошо отходить ко сну.
А еще у фильма символический финал. Подобно сказочным героям, Эдди и Мишель прыгают в огонь и выскакивают из него обновленными, как бы очистившимися от невзгод прошлого, от прежней грязи – причем как в переносном, так и в прямом смысле: почти весь фильм они ходят грязными как свиньи.