Режиссер:
Сергей Лобан. Сценарий: Марина Потапова, Оператор: Иван Мамонов, Евгений Цветков, Композитор:Жак Поляков.
В главных ролях: Пётр Мамонов, Вера Строкова, Алексей Подольский, Сергей Кузьменко, Сергей Попов, Алексей Знаменский, Дмитрий Богдан. В ролях: Сергей Волжин-Ястребов, Юлия Говор, Дмитрий Новиков, Стас Барецкий, Джим Авиньон, Валерий Заводовский, Евгений Еровенков.
Награды: МКФ в Москве — Приз жюри. Экранка.ру — Лучший фильм.
Если было судить по фотографиям, оказавшимся в интернетах прежде фильма, то картина не обещала ничего хорошего: потасканные хиппозные слайды навевали тоску и уныние и хотелось сразу единым махом отправить год коту под хвост.
Ни для кого не было секретом, что их всех российских режиссёров я любил и молился только на двоих: на Лобана и Буслова. Бумер и Пыль — вот те иконы, которые бы я наклеил на торпеду. Но Буслов так смачно соснул в этом годе хуйца со своим Высоцким, что провал Лобана махом выбил бы у меня табурет из-под ног и долго ещё я обходил бы со страхом и болью вонючую тушку российского кинематографа.
Поэтому вы понимаете, что когда я пришёл на премьеру и увидел там целую кодлу хипстеров, богемианов и нефоров у меня всё так упало. На негнущихся ногах я проследовал в залу и стал ждать начала конца. Сначала чото всё не начиналось: в уголке Барецкий давал интервью какому-то неведомому каналу, близорукие хипстеры безуспешно пытались узнать локальных знаменитостей. А потом наконец на сцену неуклюже вышли Лобан, Потапова, Барецкий и ещё разных человек в количестве пяти. Они начали смущаться и неловно представлять фильм, шутить, блядь, а нервы-то истрёпаны! час икс как никогда близко! Я сижу, гадаю есть ли у русского кино шанс, а они шутки шутят.
Потом наконец началось. И как на зло первые пять минут чуть не выжгли напалмом во мне всё самое лучшее. Я сидел и думал, всё бля пиздец, российское кино окончательно в жопе и даже Федя Бондарчук. Но потом вдруг раскачка закончилась и первые две части пронеслись как кабылы ночи — свежо, мощно, ярко — что хоть святых вон выноси. Больше всего это было похоже на индийскую комедию! Песни, танцы, синтипоп, чувства, безумие, ад, Крым!
Съёмки по большей части велися в предвечном Симеизе.
Над Симеизом причудливо вздымается года Кошка, и на этой горе-кошке находятся развалины жилищ троглодитов. При чём если не знать, что это развалины, то и не догадаешься куда смотреть — просто какие-то валуны накиданы. Но когда узнаёшь, то пробирает. Стоишь, а вокруг архаическая архитектура неолитических эпох!
А под Кошкой есть гора Панеа, на которой находятся развалины византийской базилики, после перестроенной женовезами под свои нужды. От базилики этой осталось правда ещё меньше, чем от троглодитских дольменов, скорее она просто "угадывается" в окружающем пейзаже, чем в нём реально присутствует.
А перед Крошкой и Панеай, прямо в море перед пляжем высится скала Дива, на которую приходят подрочить непрофессионалы-ныряльщики со скал. И вот перед этой Дивой не так ещё давно стояла другая скала, Монах, но она рухнула в пёзды после какого-то особо сильного шторма.
Вобщем, Симеиз — это город развалин. И чем ниже, тем развалины свежее.
Ещё там есть пара-тройка шикарных модерновых вилл, бывших шикарными в начале прошлого века, а ноне пришёдших в полную негодность, что символизирует. Ну и гомосеки, куда же без них.
И вот в Симеиз и приезжают за отдыхом разнообразные герои фильма и сами постепенно превращаются в развалины. То есть через страдания и обрушения кровель утрачивают себя прежних, но обретают себя новых, плюс, получают интересные археологические реликты в виде воспоминаний о том "как молоды мы были".
Самое смешное в фильме, это расположение шапито. То есть по сюжету он расположен где-то возле Симеиза и туда ходят пешком, однако даже те, кто в Крыму-то никогда не был, догадаются, что на деле оно расположено наверно севернее самого Севастополя. И в этом наивном перископе с ЮБК в Тьмутаракань есть какой-то мощный символ. Чудится, что шапито лежит не столько в Крыму, сколько в колективном бессознательном героев. Они приходят туда в минуты катарсиса. Это как сервер! Как комъюнити! Как группа во вконтакте! Не удивительно, что именно любимчики создателей из последнего, четвёртого, эпизода пробрались в шапито дальше других.
Так вот, фильм состит из четырёх намертво связанных друг с другом эпизодов, которые попарно объединены в две серии, что соотвествует методе тарантиновского Килл-Билла вплоть до мелочей. Динамичная, озорная первая и "серьёзная", занудная вторая. Лобан и Потапова, правда, утверждают, что вторая серия нравица им больше, чем первая, но с другой стороны не признаваться же им, что к концу они расслабились и сдали без боя. Ну то есть как без боя. Вторая серия плоха не сама по себе, она просто плохо смотрится сразу после первой серии. Потому что первая серия она как взрыв. А вторая как посттравматический синдром. Наверно, те кто сначала посмотрят вторую серию на первую не пойдут прозревая артхауз и содомию. А зря, ни того, ни другого там нету. А зря.
Герои всех четырёх эпизодов тесно спаяны в один дымящийся и исторгающийся клубок — совсем по науке постмодерна. Они все либо знают друг друга, либо не зная об этом бывали в одних и тех местах, общались с одними и теми же людьми, думали об одних и тех же людях, смотрели одни и те же люди. И в катарсические моменты произносят одни и те же слова, ёба. И знаете, эта условность не напрягает. Иногда прощаешь такие проёбы. Типа как Жене прощаешь всякие надуманные многоходовки в Амели, потому что ня.
Так и тут: похуй, что сродство героев натянуто, зато натянуто живо и с огоньком.
А Алёша сменил фудбу с котиком на практически Three Wolf T-shirt!одинодин Хотя утверждают, что это не Алёша, а просто как бы у них имена одинаковые, лол.
Вот первая серия знакомит нас с обновлённым Алёшей, мутящим в интернетах под ником киберстранник с клёвой чикой. Впрочем, на самом деле ясно, что это не Алёша, Алёша был как Кафка, а этот больше похож на Макса Брода, он занудный и мелочный, такой кубический блоггер, не бросивший в огонь посты друга. Затем они с чикой едут до Крыму и там у них случается ад человеческих отношений. Ад весёлый, забавный и озорной! Герои страдают, но вокруг них светит солнце и поют птицы, да и они сами пускаются в пляс, песни и торжествует безумие!
Второй эпизод первой серии знакомит нас с тем чуваком из титр "Пыли", который на языке глухих пел Цоя. Он работает на пекарне для глухих, но его вписывают в тусу богемианов и они едут в Крым же, где наш глухой герой познаёт ад человеческих отношений, но потом его друзья-пекари приезжают за ним по зову сердца и вставляют богемианам пиздюлей! Причём богемианы очень чоткие, особенно Арсений. Казалось бы, что можно выжать из такой роли, с такими усами? А он выжал, он молодей.
Потом идёт вторая серия и в ней первый эпизод — с Мамоновым, где он устраивает ад отческих отношений своему сыну! На мой вкус Мамонов как актёр гавно. Только в "Острове" он был королём, а так хрень какая-то. Даже тут. Лобан и Потапова решили поглумить немного звягинцевский дискурс и тут начинаются проблемы. Потому что уровень смешного сразу падает. От чистой, наивной и прекрасной комедийности первой серии не остаётся и следа, начинается комедия подспудная, саркастическая, вся в намёках. Но после бушующего фана не хочется вникать в тонкую аллюзивную игру в "Звягинцева". Поэтому я как мог пытался выдавливать смешки, но блять, Мамонов не смешной!!! Если Лобан и Потапова действительно "поддавали Звягинцева", то Мамонов играл серьёзную роль. Он не смотря на всю свою амбивалентность, совсем не амбивалентен. И увидеть в его кристальной серьёзности смешок беса может только тот, кто сам туда смешок беса поместит. А я вот не верю кривляющемуся Мамонову, он не кривляется на самом деле, он уныл. И потому я сразу перейду к последнему эпизоду.
Он конечно самый наполненный смыслами и делами. К четвёртому эпизоду авторы фильма словно взбираются со своим слоном на вершину горы и начинают обозревать окресности. Четвёртый эпизод это добрая и грустная комедия в духе Вуди Аллена. И именно на нём задаёшься главным воспросом — нахрена вы всё в одну кучу-то свалили?! А ответ один — безблагодатность. Авторы так и сказали в одном интервью, мол, была маза и потому мы все свои наработки захуярили в один фильм. Потому что мазы может и никогда больше не быть. Очень грустная история. Как бы зеркалящая последний эпизод.
После фильма, рассуждая об увиденном, начинаешь вспамянать Рашёмон, где четыре человека толковали об одном и том же со всяких сторон зрения. Тут, как в Рашёмоне, истории, подсвеченные из других эпизодов обретают глубину и третье измерение. Словно смотришь фильм в фанендоскопе, ок.
После премьеры создатели совсем не на прасно говорили про Данелию. Шапито-шоу — это прорыв в простыне мира, не буквальный перенос творческого наследия советских комедиографов, но Возрождение плотно позабытой Традиции, стремительный Бросок в прошлое кобры, прозрение, Будоражь, стремнины духа! Традиции советской комедии были трагически перерублены в начале девяностых годов и ток больше не шол. Желающим дать петросяна приходилось ориентироваться на американский стиль или находу придумывать страшноватый чернушный сюр. Лобан и Потапова как будто нащупали во тьме нужный рубильник и плавно их рука потянула вниз. Заиграл синтипоп, началися танцы, угар, содомия в хорошем смысле слова!
Мне хочется чтобы вы все тут собравшиеся почитать первую и последнюю рецу нгоо за последние пять лет пообещали мне, что сходите в кинематограф и поглядите "Шапито-шоу", потому что это хороший, добрый и смешной фильм, с охуенной музыкой и зажигательными танцами (Алёша тоже танцует!), забавной актёрской игрой, без провисаний сюжета, без уныния, затыков и проёбов. И если его создатели отобьют хоть немного бабла, то снимут наверно ещё какой-нть фильм. Пыль, Шапито — начало кончено, теперь, середина творческого пути.