Режиссер:
Стивен Спилберг. Сценарий: Тони Кушнер, Эрик Рот (по книге Джорджа Йонаса "Vengeance: The True Story of an Israeli Counter-Terrorist Team"), Оператор: Януш Камински, Композитор: Джон Уильямс.
Награды: AFI Awards, USA — фильм года. Central Ohio Film Critics Association — лучший актерский ансамбль. Grammy Awards — лучшая инструментальная композиция ("A Prayer For Peace", Джон Уильямс). Kansas City Film Critics Circle Awards — лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий. Washington DC Area Film Critics Association Awards — лучший фильм, режиссер..
Интересные факты о фильме:
Стивен Спилберг собирался снимать эту картину с прицелом на релиз в 2003 или 2004 году. Однако после того как в съемочном расписании Тома Круза образовалось окно, Стивен предпочел заморозить данный проект и поработать с Томом над "Войной миров".
Роль Ефраима предназначалась Бену Кингсли, но тот был вынужден отказаться в связи с тем, что Спилберг слишком рано закончил "Терминал" — когда Кингсли еще снимался в "Оливере Твисте" Поланского.
Во время съемок на Мальте загадочным образом воспламенился грузовик, арендованный съемочной командой в Германии. В воздухе повисли опасения, что данная акция – дело рук террористов. По официальной версии местной полиции пожар произошел в результате перегрева генераторов в связи с невероятно жарким летом на Мальте.
Книга Йонаса вышла в 1986 году. В том же году по ней был снят телефильм "Меч Гедеона".
Спилберг отправил книгу Йонаса по трем адресатам: один экземпляр — Дэвиду Уэббу Пиплзу и его жене Джанет, второй — Чарльзу Рэндоффу, третий — Тони Кушнеру. Кушнер отказался, посчитав, что для его первого сценария к полнометражному фильму материал является слишком сложным и спорным, но не стал отказываться от работы в соавторстве с Эриком Ротом. Версия для печати
Триллер Стивена Спилберга повествует о тайной операции МОССАДа "Гнев Божий". После убийства израильских спортсменов "Черным сентябрем" (палестинская террористическая группировка) на мюнхенской олимпиаде 1972 года, в недрах еврейской разведки была сформирована группа мстителей, которой предназначалось найти и расправиться с организаторами терракта. Операция продлилась более 20 лет, но еще в 1986 году вышла книга Джорджа Йонаса "Месть: правдивая история об израильской команде по отстрелу террористов", посвященная этой затянувшейся мести. Детали операции, информация об ее участниках, целях и результатах до сих являются предметом многочисленных споров.
Известный английский режиссер Майкл Андерсон в 1986 году, когда вышла книга, снял по ней телефильм "Меч Гедеона", упомянув в названии ветхозаветного персонажа из "Книги Судей" Гедеона – полководца, защитившего в свое время раздробленный и разобщенный народ израильский, терпящий притеснения со стороны других семитов.
Такого "Гедеона" в триллере Спилберга играет Эрик Бана. Что крайне любопытно, годом ранее Бана снялся в костюмном боевике Вольфганга Петерсена"Троя", а сам фильм Спилберга практически не содержит аллюзий на библейские притчи.
Да, корабль его замысла покачивается в прозрачных водах Средиземного моря, но пришвартован он не у берегов древней Палестины, а у берегов Эллады.
Ответный акт устрашения, предпринятый израильской разведкой, превратился в борьбу с лернейской гидрой: заместо одной отрубленной головы вырастают десять новых.
А жизнь Авнера, командира мстителей, превращается в мучение: многолетние скитания вдали от родины, вечный страх за свою семью и, наконец, презрение со стороны руководства – его собственный руководитель, подписавший Авнера на это дело, отказывается преломить с ним хлеб.
Похоже, что прототипом Авнера является Орест, знаковый древнегреческий персонаж. Появление мифа об Оресте свидетельствует об отказе культурных греков от первобытной кровной мести. Считается, что миф появился на переломе эпох: когда матриархальный уклад в Греции сменился патриархальным. Заметим, что в "Мюнхене" операцию "Гнев Божий" санкционирует глава Израиля, женщина, — Голда Меир.
Неудивительно, что в Израиле фильм был принят резко отрицательно. Американские евреи также приняли фильм с неприязнью: пять номинаций на "Оскар", в том числе, в наиболее значимых номинациях (фильм года, режиссура, сценарий) – и ни одного приза. Плюс ограниченный прокат. Номинации без единого приза – как бы намек на то, что фильм, конечно, снят качественно, однако "идеологически не выдержан".
Я еще не видел ни одного фильма, где бы так тщательно, дотошно была воссоздана атмосфера 70-х (за исключением, естественно, фильмов, снятых непосредственно в 70-х). Операторская работа выше всяких похвал. "Мюнхен" Спилберга держит внимание, держит в напряжении, каждой сценой подбрасывает темы к размышлению. Но что в итоге? Спилбергу нечего сказать. Он не знает, что может сказать "упертым". Как он может убедить палестинцев, как он может убедить израильтян?
Но в конечном итоге, фильм — замечательный "производственный" триллер. Поверьте, подобная похвала из моих уст – настоящая редкость. Ну, просто потому, что фильмы про разведчиков и шпионов я просто ненавижу.