Режиссер:
Денни Бойл. Сценарий: Джон Ходж (по одноименному роману Ирвина Уэлша), Оператор: Брайан Тьюфано, Продюсер: Эндрю Макдональд.
В главных ролях: Юэн МакГрегор, Роберт Карлайл, Юэн Бремнер, Джонни Ли Миллер, Кевин МакКидд. В ролях: Келли Макдоналд, Питер Муллан, Джеймс Космо, Айлин Николас, Сьюзэн Видлер.
Награды: BAFTA — лучший фильм, лучший адаптированный сценарий. Bodil Awards — лучший неамериканский фильм. Boston Society of Film Critics Awards — лучший фильм. Brit Awards — лучший саундтрек. Czech Lions — лучший иностранный фильм. Empire Awards, UK — лучший фильм, режиссер, актер (Ю.Макгрегор), актерский дебют (Ю.Бермнер). МКФ в Сиэттле — лучший фильм, режиссер. МКФ в Варшаве — приз зрительских симпатий. Evening Standard British Film Awards — лучший сценарий. London Critics Circle Film Awards — актер года (Ю.Макгрегор), продюсер года (Э.МакДональд). Prism Awards — лучший фильм..
Интересные факты о фильме:
Большинство интерьерных сцен и некоторые уличные сцены были отсняты в Глазго.
Для американского релиза были передублированы первые 20 минут, ибо шотландский акцент был слишком непонятен.
Росписи на стенах ночного клуба "Вулкан" — ссылка на "Заводной апельсин" Кубрика.
Карлайл в интервью BAFTA сказал, что играл Бегби как веселого человека, чьи вспышки гнева связаны с его боязнью оказаться изгоем. Уэлщ согласился с интерпретацией Карлайла и добавил, что описывал Бегби как чувака с сомнительной сексуальной ориентацией.
Фильм был снят за 35 дней. Бюджет составил 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Вера студия Polygram в успех картины была столь велика, что они выделили на рекламу 800 000. Фильм собрал 16,5 миллионов долларов.
В Австралии "На игле" стал рекордсменом: видеокассеты с этим фильмом воровали чаще всего.
Юэн Макгрегор два месяца скидывал вес, отказавшись от алкоголя и молочной продукции.Версия для печати
Роман Ирвина Уэлша "Трайнспоттинг", вышедший в 1993 году и написанный, по словам автора, для его клубных друзей, моментально стал культовым. В 1996 году Дэнни Бойл, получивший немало вистов с дебютной работы "Неглубокая могила" (1994), экранизировал роман. Фильм моментально стал культовым, а сценарий Джона Ходжа номинировался на "Оскар".
Фильм удивительно пришелся ко двору, в том числе в России.
"Выбирай жизнь. Выбирай работу. Выбирай карьеру. Выбирай семью. Выбирай большие телевизоры, стиральные машины, автомобили, компакт-диск плееры, электрические консервные ножи. Выбирай хорошее здоровье, низкий уровень холестерина и стоматологическую страховку. Выбирай недвижимость и аккуратно выплачивай взносы. Выбери свой первый дом. Выбирай своих друзей. Выбери себе курорт и шикарные чемоданы. Выбери костюм-тройку лучшей фирмы из самого дорогого материала. Выбери набор "Сделай сам", чтобы было чем заняться воскресным утром. Выбирай диван, чтобы развалиться на нем и смотреть отупляющее шоу, набивая свое брюхо помойной едой. Выбери загнивание в конце всего, проебывая последнее в жалком доме, когда не остается ничего, кроме удивления, что это за эгоистичные ублюдки, которых ты породил, чтобы заменить ими самого себя. Выбирай будущее. Выбирай жизнь. Но зачем мне все это? Я не стал выбирать жизнь… Я выбрал кое-что другое… Причины? Какие могут быть причины, когда есть героин?", – этот закадровый текст открывает картину.
В 90-х годах в России трудно было выбрать жизнь со всеми сопутствующими ей благами, озвученными выше. Зато очень легко – героин. Причем так сложилось исторически.
Дэнни Бойл, следуя букве романа, снял довольно необычный фильм – черную комедию о торчках. Он спустился в ад и начал там глумиться. Доселе кинематографисты либо хранили скорбное молчание, либо, если уж вознамеривались снимать фильм о дружбе человека с тяжелыми наркотиками, прилагали максимум усилий, чтобы разделить с торчком его боль и ужас. Молодой и энергичный Бойл снял нечто кипяще-бурлящее, готовое в любой момент взорваться и забрызгать зрителей говном (Бойл – однофамилец физика Роберта Бойла, открывшего известный закон о состоянии идеального газа). Фильм снят в клиповой манере, которая мгновенно будет перенята всеми молодыми кинематографистами, с использованием многочисленных ракурсов и точек съемки (фирменный почерк Бойл – съемка с нижней точки), а также стоп-кадров. В фильме обильно используется закадровый текст (рефлексия Рентона) и несколько раз Бойл играет в сюрреализм (Рентон ныряет в грязный сортир; во время передоза Рентон проваливается сквозь ковер).
Непонятно, что еще можно сказать о таком известном фильме. Ну, например… А знаете ли вы, что такое trainspotting? Я вот только сейчас узнал, что это, оказывается, такое хобби, популярное в Великобритании и США. Причем любителей трейнспоттинга американские власти чмарят, а британские наоборот поощряют. Суть же хобби заключается в том, чтобы увидеть и отметить в блокнотике все поезда (а еще лучше – все вагоны), курсирующие по железным дорогам страны.