Петр Дроздов, замминистра, приезжает вместе с губернатором края в усадьбу вымышленного русского классика Щегловитова, чтобы оценить ее экономическую эффективность. В усадьбе располагается загибающийся музей, и его сотрудники начинают то умолять, то улещивать гостя, хотя судьба музея фактически предрешена. Там Петр знакомится с литературоведом Марией, которая нервно, резко и неприятно высказывает все типичные претензии интеллигенции к чиновникам, что его сильно задевает, заставляет прервать водочное воздержание, а там и отменить грядущую женитьбу. Материалистичный, расчетливый Петр и "тургеневская девушка" Мария, увлеченная платоническим романом Щегловитова и Софьи, начинают сближаться.
"Два дня" — это такой фарс в духе русских пьес, в котором сильно преувеличен идиотизм интеллигенции. Мария (Раппопорт) ходит в платке, роняет вещи, кое-как доит козу и в конце оказывается погребенной под развалинами сарая. Она не приспособлена к жизни, голова ее занята романтическими идеями, а чиновников она искренне ненавидит, потому что они разрушают культуру и книжек не читают. Все эти черты заострены до абсурда. Идиотизма добавляет и сам факт профессии — представьте, вы бы всю жизнь изучали биографию какого-нибудь затрапезного писателя и демонстрировали чашки, из которых он пил. Сомнительное удовольствие, не слишком отличающееся от работы женщин, сидящих в метро внизу экскалатора.
Федор Бондарчук же привычно играет серьезного мужчину на работе, где волю диктуют мудаки. Все давно расписано и распродано, инициативе тут места нет. Он прагматичен, хотя склонен к "полету русской души" с бутылкой водки в руке. "Да, — отвечает он Марии в ответ на обвинение. — Это для меня как репортаж с Луны. Но это не означает, что он мне не интересен". Петр приударяет за нервной Марией, но той то это не нравится, то то. Несовпадение их взглядов на мир подается как основа комического, однако Мария зачастую выглядит попросту ненатурально. Естественно, в конце концов она падает в объятья мощных рук Петра в кривоватой деревенской избе, подарив мужчине настоящее русское счастье, ололо.
В "Двух днях" тем не менее есть две очень хорошие сцены, обе они связаны с героем Бондарчука. В одной из них герой возвращается в Москву, чтобы отменить свадьбу с богатой невестой, но та вместо расстройства или соглашения хладнокровно рассказывает ему, чего она ожидает от женитьбы. Не двинув бровью, женщина-сатана достигает своей улыбкой такой концентрации мрака, что только присвистываешь. Очень мощный диалог. Вторая сцена — это расплата за своеволие героя, который ставит губернатора на место. Оказывается, что степеней свободы у Петра немного.
В целом "Два дня" мне совершенно не понравились, но общее качество работы выше, чем обычные "Наполеоны против Ржевского" отечественного кино, отсюда и оценка.