В главных ролях: Юки Амами, Эрика Тода, Тесудзи Тамаяма, Йоити Нокумидзу, Дзюмпэй Мидзобата. В ролях: Ютака Такэноути, Митико Касэ, Кацуюки Адзима и др.
Я собиралась оценить true politics в сериале Ван Сента "Босс", но по слепой случайности скачала из внутренней сетки детективную дораму c тем же названием. Я не пожалела об ошибке — японцы умеют развлекать, а здесь к типичным детективным интригам и комедийным моментам из аниме добавлена женщина-босс и ее противостояние с менеджерами более высокого звена, дарящее мне приятное удовлетворение. Завязка: после обучения в США сорокалетняя Озава Эрико возвращается в Японию, где бывший одноклассник-босс ставит ее во главе спецотдела. Мало того, что ей придется доказывать всем, что она — настоящий профи, так к тому же в команду ей дали пачку фриков — дедушку-пенсионера, заучку, "зеленого" пацана, детектива с травматичным прошлым и гомосека. Но Озава Эрико не из слабачков — и быстро берет инициативу в свои руки, а из кучки бездельников делает настоящую команду.
Все условности на месте, типажи — от классической девочки-гика до лысеющего пенсионера. При этом "Босс" не скатывается в юмористическое ерничанье, а предлагает вполне жестокие расклады и напряженные моменты. Сериал берет обаянием и умением веселить, а также мощной фигурой Озавы Эрико, которая раз за разом осаживает скептиков и своим примером вдохновляет команду. Получается весьма зажигательно. Кроме дел, которые приходится решать, Эрико постепенно разбирается и с членами отдела. А разобраться есть, с чем. Вот это, например, один из детективов:
Дедуля лысеет, к тому же любит выпивать с дешевыми телками.
Девочка-гик Кимото. Не может проснуться по утрам, поэтому приносит на работу подушку. Люди ей не интересны, но зато в технических вопросах она эксперт:
Малыш Ханагата: С опытом у него проблемы, но зато масса энтузиазма. Который не всегда полезен.
Классический бисенен Катагири, персонаж с внутренней драмой, с которой он перебарщивает, то и дело принимая эффектные позы:
Иваи, гомик. Ему нравятся все подряд, но зато порой он бывает рассудительным и грубым.
Весь этот зверинец достался Озаве Эрико: Она почти совершенна, привлекательна, умна, раскалывает преступников с неимоверной легкостью и знает, что первое мнение далеко не всегда верное. Она найдет подход ко всем, и это не значит, что Озава Эрико станет хвалить.
Один из боссов: Напоминает мне бывших боссов с Hyundai, поэтому моменты, когда они посрамлены или сели в лужу, бесценны.
Boss обладает всеми достоинствами и недостатками хорошей дорамы, он увлекателен и легко смотрится, иногда юмор становится гротескным, но привкус перебивается закрученной интригой и жестокостью преступлений. В одной из серий, скажем, Озаве Эрико, привыкшей ставить преступников на место, попадается в соперницы чересчур умная школьница, пытающаяся одолеть "старушку" ее же методами. Заговоры, террористы, серийные убийцы, маньяки- взрывники — тут есть, где развернуться.
Интересно другое — стиль управления. Когда смотришь вокальные конкурсы, бросается в глаза то, как важно выбрать "свою песню". Некоторые голоса идеально подходят для ярких, быстрых, танцевальных песен, другие же в таком ритме блекнут и звучат жалко, тогда как в вещах, где скорость позволяет показывать тембр, показывают себя великолепно. Или, скажем, диапазон — тот, кто великолепно звучит на нижних, редко хорош в сопрано и т.д. Редко кто отлично владеет всеми жанрами, чаще певец просто должен, словно женщина, скрыть недостатки удачным нарядом. То же самое, как ни странно, работает и в общении с людьми. В одной ситуации люди кажутся совершенно беспомощными и бесполезными, но в других ситуациях персонажи могут пригодиться, как никто. Хороший руководитель здраво оценивает ресурсы, а затем использует их тогда и так, как будет оптимально. Плохой руководитель пытается использовать ресурсы одинаково, не глядя на специфику, а смотря только на цель, — и терпит поражение или теряет людей, способных быть крайне полезными.
Озава Эрико — отличный менеджер. Она не становится "своим парнем", но при этом здраво оценивает потенциал каждого и использует его. Кроме того она создает чувство собственной значимости или же — наоборот — провоцирует вызовом тех, кому это нужно. Т.е. если дедулю она похвалит, то девочке-гику скажет, что в определении роста подозреваемого по искаженному голосу та ошиблась на пару сантиметров (сомневаюсь, что это вообще возможно), так что пусть постарается в следующий раз. Но кроме этого Озава Эрико собственным примером показывает, как надо работать тем, у кого не получается. Она — вождь, ролевая модель.
Также "Босс", несмотря на дурашливость, — лишний повод подумать о концепции команды в сериалах. Чувство команды — настоящее, а не какая-то там корпоративная порно-концепция — нужно всем. Именно его ищут в дружеских компаниях, где роли распределяются сами собой, и всем в итоге здорово. Именно оно идеально должно появляться на работе увлеченных людей, но сейчас с этим туго. Лучшее чувство команды из сериалов последних лет — это Leverage. То, что ни за что не сделает Паркер, сможет парой взмахов ресниц совершить Софи, Элиотт вырубит охрану, а Хардисон, наш гений компов, раскроет все двери. Но все они сразу потеряют стимул без человека, впервые их собравшего. Команда — это когда разные детали вдруг соединяются в один механизм, и их от этого прет. Недостатки одного ретушируются особенностями другого и т.д. Идеальная картина, продукт случая. В "Боссе" такой команды НЕТ. В ней есть разнородные, не гармонирующие друг с другом люди, которые начинают отлично работать только за счет умелого менеджмента и наличия вдохновляющего персонажа.