Режиссер:
Джордж Даннинг. Сценарий: Ли Минофф, Эл Бродакс, Джек Мендельсон, Эрик Сегал, Роджер Макгоу, Главный художник: Хайнц Эдельман, Монтаж: Брайан Бишоп, Музыка: The Beatles, Продюсер: Эл Бродакс.
В главных ролях: The Beatles. В ролях: Пол Энджелис, Джон Клайв, Дик Эмери, Джефри Хьюз, Лэнс Персивал, Питер Бэттен.
Интересные факты о фильме:
The Beatles сначала были не рады фильму и согласились на него только из-за того, что у них был контракт с United Artists. Поэтому они предоставили четыре старые и четыре наспех написанные песни. Однако, увидев фильм, они изменили свое отношение и даже снялись живьем в коротком эпилоге к нему.
Питер Бэттен во время создания фильма скрывался от британской армии, откуда дезертировал. Однако его поймали, и Джорджа пришлось доозвучивать Полу Энджелису.
В завершающей песне All Together Now фраза "А теперь все вместе" появляется написанной на следующих языках: английском, французском, немецком, испанском, китайском, итальянском, иврите, греческом, шведском, русском, японском, арабском, фарси, суахили, санскрите.
И, кстати, логотип хипстерского ресурса LookAtMe содран с графического изображения строчки Look at me этой же песни
ШОК! Оказывается, мультфильм про желтую подводную лодку — не сборник клипов из одноименного альбома, как мог бы предположить любой, не видевший фильма. Это фильм с довольно мощным сюжетом и с неебически крутым исполнением — не столько даже музыкальным (чего мог бы ожидать любой, даже не видевший фильма), сколько визуальным. Наррация, т.е. рассказ о последовательности событий, здесь важнее музыки, зримым (слышимым?) подтверждением чему являются куски вообще без музыки. Музыка вообще тут звучит явно меньше половины времени. Более того, сам альбом Битлов это всего лишь саундтрек к фильму — ШОК, одним словом.
Стиль, в котором нарисован этот фильм, явился примером для подражания огромного количества мультфильмов, в том числе и современных ему советских, для детей, из серии "Веселая карусель" даже. Основным советским последователем явился некий Валерий Угаров (который угарел по Битлз, только Биттлз, пацаны, только хардкор). Цвета и графика тут совершенно психеделические, напоминают Кена Кизи с его автобусом, детям такое смотреть и полезно и интересно. Взрослым, впрочем, тоже.
Сюжет такой, я смело перечислю фабулу, потому что смотреть интересно, даже зная ее: некие страшные синие шестипалые существа напали на мирную страну Пепперлэнд и заморозили всех ее обитателей, кроме бородатого Юного Фреда, который спасается в желтой субмарине, приглашает Ринго, Джона, Джорджа и Пола, он плавают по морям, а потом с помощью любви побеждают синих шестипалых существ.
Сюжет не так прост, как он здесь описан. Есть в нем место парадоксам времени (оправдывая включение в альбом песни When I'm 64) и пространства (Nowhere Man). Парадокс пространства, например, такой: монстр-вакуумный пылесос сначала засасывает внутрь себя всех окружающих (в т.ч. Желтую подлодку), потом Вселенную, потом сам себя. И это, в общем, второстепенный персонаж.
Таких второстепенных персонажей тут полно. Все они великие, плотность безумных существ и ситуаций тут невероятна велика, определенно, в мировой литературе и кинематографе не так много произведений подобного рода. Ну вот "Алиса в стране чудес" сравнима и тому подобные штуки.
Видно генетическое родство фильма с Монти Пайтоном. "Желтая подводная лодка" не является его предком, хотя появилась раньше. Монти Пайтон и "Желтая подводная лодка" обе испытали влияние The Goon Show гениального Спайка Миллигана, Монти Пайтон в гораздо большей степени, но и рассматриваемый фильм тоже.
Ну и все это нарисовано совершенно потрясающе. Всё, всё нарисовано потрясающе. Окэй, будь это собранием клипов — это было бы забавно, весело, возможно — не более того. Музыкальные куски, каждый помноженный на свою анимацию, складывались бы друг с другом, задавая общее эстетическое ощущение от фильма. Каждый из них был бы, возможно, очень интересно смотреть, но это была бы так, безделушка.
Благодаря же наличию сюжета мультипликационные куски не складываются, а вроде бы как перемножаются (есличо, я понимаю, что строгости тут нет) — и эстетическая планка поднимается в разы. Процесс перемножения называется мультипликация — экий получается каламбур с жанром фильма.
Наличие такой же мощной мультипликации (в смысле перемножения) очень сильно облагораживает другие музыкальные альбомы, делая их великими — среди них, например, The Wall Пинк Флойда или Jesus Christ Superstar Райса и Уэббера.
Ну и да, последнее. Можно очень много читать про хиппи, тусоваться в Царицыно, плести феньки, штудировать Керуака, есть норкотики, смотреть Wonderwall, Easy Rider и Psych-Out — и иметь, в общем, более или менее адекватное представление о том, что такое хиппи, и что происходило в 1968-м. Но без "Желтой субмарины" это представление будет неполным, она все (или почти все) ставит на место.