Награды: 2004 — Лучший актер — Кристиан Бэйл; Лучший оператор — Зави Хименес (Каталонский МКФ); Лучший иностранный фильм — Брэд Андерсон ("Нарцисс", Невшательский МКФ фантасмагорических фильмов).
Интересные факты о фильме:
Кристиан Бэйл для роли в этом фильме похудел на 28,5 кг и стал весить около 54 кг. Хотел дотянуть до 45, но ему запретили. Это мировой рекорд похудания ради роли в кино. Каждый день Бэйл съедал одну консерву тунца и яблоко. Для последующей роли в фильме "Бэтмэн: Начало", Бэйл восстановил вес.
Домохозяйку главного героя звать миссис Шрайк. Это отсылка к роману Натанаэла Уэста "Подруга скорбящих" ("Miss Lonelyhearts"), в котором над религиозным журналистом, принимающим близко к сердцу горе незнакомых ему людей, издевается циничный редактор по фамилии Шрайк.
Когда персонаж Бэйла едет по Трассе 666, в одном из кадров видна табличка "Преступление и наказание". Также, главный герой читает дома роман "Идиот". Кроме того, сюжет фильма близок сюжету романа Достоевского "Двойник".
Сценарист фильма Скотт Козар — фанат группы Nine Inch Nails, в его сценарии встречаются цитаты из их песен. Он хотел, чтобы в фильме звучала их музыка, но режиссеру эта мысль не понравилась. Между тем, персонажа Бэйла звать "Тревор Резник", что напоминает имя единственного официального участника группы — Трента Резнора. "Резник" по-чешски "мясник".
Поскольку фильм снимался преимущественно в Барселоне, Испания, а действие происходит в Лос-Анджелесе, США, создателям фильма пришлось попотеть, включая в натурные и павильонные съемки "американскую повседневность", в частности, сигареты, спиртные напитки, дорожные указатели, таксофоны, автомобильные номера и т.д. Также, чтобы выглядело похоже на Лос-Анджелес, натурные съемки проводились, как выразился сценарист, в "самых голимых районах Барселоны"Версия для печати
Пожалуй, самая страшная дилемма, которая может встать перед человеком, такая: то ли на меня все ополчились с тем, чтобы свести с ума, то ли я действительно сошел с ума. Зачем, почему они это со мной делают? Что со мной? Начинается паранойя, подмечается каждая мелочь и интерпретируется так, чтоб подогнать под какую-то надуманную теорию заговора, но, в то же время, постоянные сомнения — а вдруг и впрямь схожу с ума, может действительно то-то и то-то я интерпретирую неадекватно?
Этой теме посвящено много произведений искусства и ширпотреба. На мой взгляд, это наиболее интересная тема, за какую вообще может взяться писатель или кинематографист, а если верить, что все люди разные — "человек — это он сам и его обстоятельства", или как там писанул Борхес? — то и в разработке этой темы вариантов бесчисленное множество. Главное, чтоб зритель/читатель проникся... Но, опять же, сложности из-за этой вот "разности". Не каждый русский сможет сходу въехать во внутренний мир японского учителя из рассказа Акутагавы. И не каждый японец отождествит себя с учителем из "Мелкого беса" Сологуба. Ну, может, неудачный пример, но, думаю вы меня поняли. Как это, не поняли? Я невнятно написал? Думаете, я с катушек съехал, да? А может я и впрямь умом тронулся? Причем тут Сологуб, японцы какие-то... Нет, ну почему вы меня за психа держите? Я вам тут рецы, а вы с меня орете! Слышь, толстый, ты чего улыбаешься? Я тут про серьезное кино пишу! Бэйл, актер этот, он довел себя до дистрофического состояния, чтобы в этом фильме сняться — он тоже по вашему псих? Что приуныл, толстый? Ты б так не смог? Потому что ты в офисе сидишь и от безделья читаешь "про кино", а герой Бэйла — машинист, пролетарий, человек, а не планктон. Вернее, "машинист" он по мнению какого-то столичного переводчика, который о рабочих людях слышал только от мамы ("Не поступишь в институт, тебя каждый день будут опускать... в метро, к грязным морлокам, работающим на заводах"). На самом деле персонаж Бэйла тепловозом не управляет — он токарь.
Очень хотелось бы сравнить и сопоставить этот фильм с недавним австралийским триллером "Одержимость" со Сьюзан Сарандон и Сэмом Нилом (да формат издания не позволяет), фильмом, который, несмотря на хорошую актерскую игру хорошего актерского состава, очень сильно проигрывает "Машинисту" (уж будем для простоты называть этот фильм так) буквально во всем остальном. В том фильме набившие оскомину шаблоны и двойной твист в конце. Двойной, потому что первый, из-за неумелого построения сюжета — слишком предсказуемый, а итоговый — притянут за уши. В "Машинисте" тоже твист в конце, но совершенно непредсказуемый и логичный. Конечно, он может показаться притянутым за уши тем, кто невнимательно смотрел фильм или же... Да, тебе, толстый офисный глист, тебе, недалекому, далекому от жизни и проблем пролетариата! Чё морщишься? Почему ты меня так ненавидишь? Я совсем свихнулся? Я хамлю? Ну, прости... Может я и впрямь перегибаю палку... Может весеннее обострение... Э! Ты чего это усмехаешься? За психа меня держишь, да?
Создатели "Машиниста" не пытаются запутать зрителя, как обычно в фильмах такого рода, мол, интересно, он псих, этот чувак, или его кто-то подставляет. Зритель сразу понимает, что у токаря сорвало крышу. Но, временами, и зрителя берет сомнение — а вдруг подстава? Причем, вынуждают так сомневаться не какие-то замусоленные сценарные клише, а собственно художественные средства, что и отличает этот фильм от поделок на тему. Атмосфера в фильме... Эх, все те же затасканные словеса... Ну, ладно, я не поэт, а кинозритель: сюрреальная, линчевская... Что такое? Ну, напиши внятнее... Ну, напиши образнее... Только пончик прожуй, жиртрест. А ты, рыжий, что подхихикиваешь? Вы чо, сговорились все? Я вам тут что, клоун? Да? Хм, может я и впрямь что-то не то пишу...
Самое интересное, что фильм-то — не просто очередная страшилка о параноике — это "про что", а о преступлении и наказании — вот "о чем". Сам ты спойлер, толстый! А ты, рыжий, чего кривишься? Да идите вы все на... в кино... в магазин, купите фильм и смотрите сами. Что я вам тут, нанялся распинаться? Клоуна нашли! Как умею, так и пишу. Сам нечего было браться толстый раз не умеешь и сиди там в офисе пончик жуй и ты рыжий не подпрягайся! Лучше б шли на завод полезным делом заниматься! Что, я? Я... Хм, может и впрямь я...
Зловещесть в фильме подчеркивается и множеством всяких "левых" отсылок. "Левых" не только в смысле "побочных", и даже не в смысле "левая рука не знает, что творит правая", а в смысле "встал с левой ноги", "плюнь через левое плечо" — левое как порченное, не-правое, темное, злое...
Все, что видит главгер и не видят другие находится слева от чего-либо невоображаемого... И в реальности, видимо, подсознательно, герой выбирает левые (не только в переносном смысле) пути и воздействует на все, что с левой стороны. Что, как это? А вот так это! Слушай, рыжий достал! Слышь, толстый, двинь рыжего в бочину за меня, а то у меня левая рука занята. И хватит ко мне через окно в монитор заглядывать, не устали еще? Четвертый этаж, как никак! А то, что свет закрываете! Нет, не могу лампу включить, надо, чтоб свет слева падал!
Намедни посмотрел фильм "Машинист" с Бэйлом. Довольно сложно написать о фильме внятную... Ой! А кто это все сверху понаписывал? Вова? Жанна? Нгоо, это твои проделки? Нет, это не Зилич, он немногословен. А может это Савочкин написал? Точно Савочкин... Он левша! Вы что, издеваетесь? Эй, толстый, рыжий... Куда вы запропастились? Вы не видели кто это вместо меня тут понаписывал? Ну, не я же!