Режиссер:
Джо Данте. Сценарий: Джон Сейлз, Оператор: Джейми Андерсон, Композитор: Пино Донаджо.
В главных ролях: Брэдфорд Диллман, Хезер Мензес. В ролях: Кевин МакКарти, Кинен Уинн, Дик Миллер, Барбара Стил.
Награды: Академия НФ, хоррора и фэнтези — лучший монтаж..
Интересные факты о фильме:
Фильм был снят за 30 дней. Бюджет составил 660 000 долларов. 50 000 стоили спецэффекты, 10 000 — музыка.
Компания "Юниверсал" пыталась подать в суд за плагиат "Челюстей", но, поскольку Спилбергу фильм очень полюбился, отказалась от этой затеи. В свою очередь, исполнительный продюсер "Пираний" Роджер Корман назвал фильм "данью уважения "Челюстям".
Сценарист Джон Сейлс использовал прибыль, полученную от фильма (который стал для него дебютным), для финансирования своих собственных режиссерских проектов.
Бэшная "Пиранья" (бюджет – 600 000 долларов), снятая по инициативе Роджера Кормана как подражание суперхитовым "Челюстям", а также ее сиквел, "Пираньи 2", оказались отправными точками для двух киношных суперкарьер: "Пиранью" снял Джо Данте, сиквел – Джеймс Камерон.
Кинокомпания "Юниверсал" намеревалась подать в суд на "Пиранью" за плагиат, но Спилберг, автор "Челюстей", посмотрел обвиняемую картину и признал ее чрезвычайно годной. "Не надо, мужики, трогать "Пиранью", – сказал он. Слова режиссера, который принес "Юниверсалу" немыслимые барыши, перевесили маленькую локальную алчность кинобоссов и взывающее об отмщении чувство справедливости.
Справедливости ради следует сказать, что начало фильма копирует начало "Челюстей" чуть ли не дословно; содрана из "Челюстей" и ключевая драматическая сцена, в которой купальщики становятся жертвами смертельно опасных рыб по вине жадных властей.
Ну и, конечно, оба фильма сделаны в жанре "natural horror" – т.е., герои фильма испытывают жесткий прессинг со стороны кровожадной природы. Впрочем, в данном случае мы имеем дело, скорее, с "eco-horror", поскольку наши пираньи являются делом рук человеческих, продуктом генной инженерии.
Но в "Пиранье" все-таки есть кое-что, не позволяющее провести знак равенства с "Челюстями".
Дело в том, что Данте – прирожденный юморист, тогда как Спилберг – реалист (реалист с большой фантазией, но все-таки реалист). "Пиранью" невозможно воспринимать серьезно.
Самое классное в этом фильме – две вещи. Во-первых, звук, который издают пираньи… – какой-то детский, мультипликационный, потешный, его даже хочется записать на телефон и слушать, слушать, слушать. Пираньи атакуют с гулким птичьим чириканьем: "тури-тури-тури-тури".
Вторая вещь, которая совершенно обезоруживает, происходит, когда главные герои прибывают на заброшенную военную базу, где разводили пираний. Люди шарятся по пустым комнатам и не замечают, что за ними бродит на двух лапах какая-то маленькая, живая, очень смешная хуйня. Люди так ее и не обнаружат... А потом эта интригующая недотыкомка вообще ни разу не появится в кадре! Подобный нюанс выводит "Пиранью" за рамки традиционного голливудского фильма, в котором каждое ружье, повешенное на стену, рано или поздно обязано выстрелить. В "Пиранье" же самая странная тварь так и останется странной, непознанной и неведомой. То есть, фильм делает довольно отчетливый шаг в сторону сюра.
Через шесть лет на студии Спилберга "Эмблин энтертейнмент" Джо Данте снимет свой главный хит – фильм "Гремлины", в котором каждый кадр будет наполнен такой вот "неведомой хуйней". А исполнительным продюсером фильма выступит Стивен Спилберг.