Это очень интересный и своевременный фильм! В время действия в нем — 2012 год, то есть тот год, в котором ты, читатель, живешь и читаешь эту статью. Кажется, он опередил то время, когда был снят, 1969-й год.
Тогда, если помните, в Европе и Америке в разгаре были студенческие волнения и сексуальная революция, властителями дум были хиппи, йиппи, рафовцы, черные пантеры, казалось, что мир меняется — и он правда ощутимо изменился к лучшему. Финляндия — маленькая республика на краю капиталистической Европы — кажется, изменилась плавно и без потрясений. Она почти не почувствовала никаких изменений, но видела их. Финнам, с одной стороны, хотелось участвовать в позитивном изменении мира, с другой стороны, не будучи полностью капиталистической и полностью социалистической, Финляндия была и внутри и снаружи Западной Европы, и мудрые лапландские колдуны могли увидеть больше, чем любые другие люди исключительно внутри и исключительно снаружи.
Поэтому, естественно, они смогли проанализировать, куда движется мир, и с удивительной точностью предсказать многие вещи. Устройство мира, показанное по состоянию на 2012 год, показано довольно точно — формальное равенство людей, при этом имеется верхушка, обладающая информацией и потому право имеющая, и основная масса населения, твари дрожащие и информацией не обладающие. Информация — это власть. Верхушка обременена миссией управления дрожащими тварями для их же блага, иногда немного репрессирует, не без того; верхушка в телепрограммах говорит о том, как хорошо все в толерантной Финляндии благодаря демократии. Наиболее креативная часть тварей дрожащих, можно сказать, белоленточная, данным положением вещей недовольна и тоже хочет выйти к источнику распространения информации — т.е. власти. И вот они хотят донести до народа правду о забастовке на атомной станции (звучит немного комично, да), но их не пускают на телевизор. Типа власти скрывают. Конфликт построен на том, что один из шишек имеет человеческую слабость тщеславия; он снимает фильм о девушке, которая является точной копией другой девушки, умершей в 1976-м году. Его модель дружит с чуваками с упомянутой атомной фабрики — получается такая коллаборационистка типа Чулпан Хаматовой, и ее друзья с ней слегка дискутируют и пытаются использовать. Ну и, в общем, там все заверте, холодно, по-фински, без особого драйва, но захватывает.
В фильме чувствуется влияние идеологии хиппи и сексуальной революции — и название, и то, что отношения между людьми более чем современные (буквально "более чем": кажется, что сейчас люди зажаты сильнее). Имеется спортивная игра — что-то типа борцовского баскетбола без колец — в коей участвуют смешанные команды, и в процессе коей можно обниматься и целоваться. Помимо угаданных социальных перипетий угаданы и некоторые чисто технические новшества — типа мобильных видеотелефонов, автомобильных говорящих навигаторов и silent disco — дискотеки, участники которой танцуют под музыку, звучащую исключительно в их наушниках, так, что сторонним наблюдателям ничего не слышно. Более или менее распространенным это явление стало, если верить википедии, в начале 90-х годов, когда эко-активисты стали так танцевать, чтобы не причинять ущерба птичкам и зверькам. Собственно, про этот фильм я и узнал, читая статью про silent disco в википедии.
Еще там есть вещи, которые до сих пор почему-то не реализованы, типа автомата, который готовит какую угодно еду, но это все мелочи. Главное — очень круто показаны человеческие и социальные отношения, со временем они почти попали в современность. Причем попали в Россию — не компетентен судить, так ли сейчас происходит в Европе. По моим ощущениям, это Европа примерно девяностых годов — кстати, в этом случае время появления silent disco и мобильных телефонов вообще становится удивительно точным. Показана неизбежная реакция (в смысле, откат) поколения, следующего за поколением революционеров, и деградация и скурвливание самих революционеров. Известно, что многие участники 1968-го года в Европе через какое-то довольно короткое время стали мерзкими еврочиновниками (некоторые бронтозавры являются ими до сих пор); то же самое явление мы наблюдаем в России после событий 1980-х–1990-х годов. И вот эта самая деградация общества через одно поколение после воодушевляющих событий показана очень чотко. В то время, как весь мир радостно предавался свободной любви и сжиганию денег, лапландские мудрецы с грустью смотрели, что будет через поколение или два. И их расчет оказался очень точным.
О кинематографических достоинствах этого фильма я не пишу. Честно говоря, смотрел я его давно, и не помню, насколько изящно там едет камера и насколько хороши актеры. На мой взгляд, изящно и хороши. Есть несколько крутых находок, типа, например, финальной сцены, и вообще сюжета — локации интересны и разнообразны, некоторые футуристичны и напоминают дом с мозгами, некоторые вневременны, имеются паровозы и вертолеты, техника не отличается от сегодняшнего дня. Иногда съемка удачно мимикрирует под документальную, иногда актеры удачно изображают безумие, всегда попадают в ту эмоцию, которую хотят изобразить (с учетом упомянутой финской холодности), типажи в целом подобраны почти без мискастинга. Хороший, в общем, фильм. Даже непонятно, почему он не очень известен. Видно, потому, что снят в неудачном месте (северо-восточный край мира, невлиятельная страна без кинематографических традиций) и, главное, в неудачное время (на поколение позже появился уже и Каурисмяки, и правда жизни стала заметнее).
И — да — в этом фильме есть леденящая, искусственная пустота, все как я люблю. Есть партия единая россия, есть оппозиция, есть посредник — но нет народа, народ-то безмолвствует; в заведениях многолюдно и в то же время как-то пустыно, в тамбуре накурено и в то же время как-то свежо. Если народ и присутствует — он все равно как бы за стеклом, танцует, как в silent disco. Все как мы любим, нахуй народ.
Я когда-то давно переводил субтитры к этому фильму. Делал это руками и вслепую, поэтому субтитры могут быть совсем неточными, путать род, иметь пропуски, не улавливать какие-то нюансы, быть ужасными с точки зрения русского языка — в общем, являться таким совсем-совсем черновиком. Скачать фильм с этими несовершенными субтитрами можно здесь. Переделать их можно за час, работы не очень много. В любом случае, я верю, что для понимания фильма имеющихся субтитров достаточно. И, кажется, там есть и английские.
P.S. Оказывается, фильм можно не скачивать! За то время, что он преступно пылился у меня на винте, его кто-то уже перевел и выложил на рутрекер. На первый взгляд перевод там адекватный (ну там ничего сложного нет), можно скачивать и оотуда. Но у себя удалять я не буду, раз уж выкладывал, пусть лежит на всякий случай.