Дебютный фильм панка-поэта Оссанга, поразившего в "Докторе шансе" стилем. "Дивизия Моритури" — работа дерзкая и непричесанная. То, что Сого Исии сделал для Японии "Взрывающимся городом", Оссанг предложил Франции дебютом, сняв в главных ролях музыкантов из Luсrate Milk. Основная тема фильма — гибель RAF, которая волновала и волнует всех радикалов, призрак тюрьмы Штамхайм со звукоизоляционными камерами, доводящими до безумия. Несмотря на то, что слово 'RAF' поизносится пару раз за фильм, становится понятно, что именно камеры сенсорной депривации и гибель в них тех, кто не по нраву обществу, серьезно задели автора. Он снимает панков на берегу, а думает о том, как умерла Майнхоф, пуская по экрану титры с описанием результатов опытов над людьми.
"Дивизия" очень далеко отстоит от агитационного материала. Это нуар-панк, монологи главного героя-гладиатора, детективные элементы, утопающие в типичном артхаусном авангарде.
Меня гораздо больше самого фильма проперла идея гладиаторов в современном обществе. Главный герой, Этторе, — гладиатор, который дерется в игрушечном колизее, пока на него принимает ставки молодой букмекер. Кто-то выбрал одну судьбу, а кто-то, кто умеет умирать, решил стать гладиатором, чтобы мягкобрюхие буржуа снова почувствовали вкус к жизни, глядя, как люди умирают. Чем дальше идет государство, монополизируя право на насилие, тем сильнее невротизируется общество. Я бы не удивилась, если бы вместо реалити-шоу, где азартно показывают, как телки дерут друг друга за волосы, появились гладиаторские бои. Но парадокс "Дивизии Моритури" в том, что публики нет. Гладиаторы дерутся для себя. И это прекрасно. В этой идее есть такой мощный потенциал, что захотелось написать рассказ.
В фильмах Оссанга (Оссана? Оссанжа?) присутствует свежесть, энергия, хотя в "Дивизии" ему не повезло с главным героем — тому не хватает харизмы, его монологи выглядят хвастовством, театром. Но, если подумать, кем мог стать выживший член RAF? Нет, не доживающим свое стариком, только гладиатором.