Как ни посмотрю исландский фильм, все выходит либо про богов, либо про героев. Этот вот про героев.
В общем, в маленьком городе на краю Исландии жил такой толстый несуразный учитель литературы или истории, для Исландии это практически одно и то же, Бёдвар Стейнгримссон. Про этого Бёдди в синопсисе сказано, что он десять лет жил к Германии, и вот вернулся, но из фильма это непонятно. Что про него известно — что он считает себя скальдом и ведет блог, в котором изливает желчь на современное ему исландское общество, с его американизацией, банкирами, консумеризмом, бездуховностью и пр. Любимый философ Бёдди — Ницше (в честь него он даже назвал коня), только идеал он видит не в человеке будущего, как Ницше, а в человеке прошлого, конкретно — в героях "Саг об исландцах", еще конкретнее — в Греттире, погибшем на острове Драунгей. Будучи фонатом Греттира, он пытается воодушевить молодое поколение и организовывает экскурсию на Драунгей, где одна ученица ломает ногу, приходится вызывать вертолет береговой охраны, который их всех эвакуирует, школе приходится платить за вертолет и т.д., короче, его увольняют. У Бёдди в жизни много и других неприятностей! Например, ему не дает девушка, которую он хочет, другая девушка использует его в качестве донора спермы, мать его умирает, издатель не хочет печатать книгу про Ницше и Греттира, и в довершение ко всему его брат олицетворяет все, что он ненавидит — телевидение, банки, пошлость, "успех" и т.д. Бёдди думает, что он не такой, в блоге он пишет про революцию, но на революцию у него не хватает яиц. В общем, он такой же неудачник, как и ты, читатель.
Короче, эта его жизнь катится от плохого к худшему на протяжении двух третей фильма, по истечении которых все становится совсем уж невыносимо. Обстоятельный сетап показывает нам человека, все глубже залазящего в жопу. Залезши в жопу, Бёдди вдруг обретает яйца и отправляется на своем Ницше делать революцию в Рейкьявик. Внезапное обретение яиц не проходит даром — он сходит с ума (наличие коего и так неоднократно ставилось земляками под сомнение), во всяком случае, у него появляются видения, впрочем, никак на сюжет не влияющие. Помимо клинического безумия несколько раз его охватывает безумие берсерка, на сюжет влияющее в большой степени. Ну и там все заверте, в скандинавской манере, и почти сразу же закончилось.
При желании можно провести параллели этого сюжета с настоящей "Сагой о Греттире". Греттир отличался от других исландцев тем, что он не грабил корованы и никуда не набигал, а, наоборот, прожил почти всю свою жизнь вне закона, был вспыльчив и неудачлив. Бёдди был не то что outlaw, но явный outsider, тоже был вспыльчив и неудачлив; может быть, при внимательном чтении саги можно найти больше сходств (я ее читал давно, в деталях не помню). В общем, я думаю, что это сравнение было бы натянуто, а жаль. Тем не менее, то, как здесь показана его жизнь, думаю, возможно воспринимать в качестве саги.
А вообще — помимо саги тут тебе и драма, тут тебе и черная комедия, тут тебе и роуд-муви, тут тебе и пафос, тут тебе и пейзажы, тут тебе и острые вопросы современности. Понятно, например, почему фильм про ненависть к банкам сняли именно в Исландии, да? Декорации вообще (и пейзажи в частности) не играют никакой самостоятельной роли, а просто, будучи везде к месту, делают фильм очень красивым. Этот фильм, наверно, входит в мой какой-нибудь маленький топ фильмов с самыми красивыми пейзажами. Работа оператора выразилась не только в подборе декораций, но и в модных штуках — пара облетов камерой участников диалога, съемка телевизора с того ракурса, что мы любим, правильное чередование планов и т.д.
По хронометражу фильм делится на две части — "трагикомическую" и "героическую". Деление условно, потому что имеется взаимопроникновение и т.д. В конце Бёдди вообще чуть ли не превращается в такого исландского Брейвика, но своим оружием он не отнимает, а дарит жизнь (это не фигура речи, а отчасти спойлер, но, чтобы его понять, нужно просмотреть весь фильм, так что он ничего не портит).
Это хороший, годный фильм. Недостатком его является только то, что он прямой и простой, как шпала. После каждой сцены в мозгу вспыхивают большие буквы: "Режиссер хотел сказать этой сценой то-то и то-то", или: "сценарист ввел эту сцену для того-то и того-то". Например, то, как герой становится обладателем пистолета, весьма натянуто. Прямо читаешь в воздухе: "Ага! теперь у него есть пистолет!". После всего фильма ничего такого не вспыхивает, или вспыхивает слабо, но не из-за многослойности, а из-за упомянутой выше мультижанровости. Если не пытаться получить от него какое-то утонченное удовольствие, то фильм отличный даже. С сожалением ставлю ему всего лишь 3,5.
В общем, меня весьма вштырило. На русском языке, кажется, его нет, но, если надо, могу выложить с английскими субтитрами. А теперь картинки.
Update: выложил с английскими субтитрами.
http://yadi.sk/d/19a6K-EL2-nVI — фильм без субтитров http://yadi.sk/d/aeN333-f2-nVy — субтитры