История фильма такова: Гильермо дель Торо увидел короткометражку Энди Мускетти, в которой две девочки прячутся от "мамы", и хоррор-зарисовка настолько его впечатлила, что он предложил Мускетти снять полный метр на ту же тему. Короткометражка действительно неплоха:
Для того, чтобы короткая фантазия превратилась в полнометражный фильм, необходимо было придумать сценарий, историю, обрисовать, кто такие персонажи и откуда взялся страшный призрак. Эту задачу Энди Мускетти решил с переменным успехом, сделав девочек гораздо более устрашающими, чем плохо нарисованное привидение.
Итак, отец двоих дочерей съезжает с катушек, убивает жену, берет детей и уезжает в лес. В старой хижине он принимает решение убить себя и детей, однако какой-то призрак не дает ему это сделать, свернув мужчине шею. Девочки, Виктория и Лили, остаются в хижине, постепенно дичая, поедая енотов и насекомых, а также то, чем их угощает призрак. Однако у спятившего отца есть брат, который годами ищет пропавших, и спустя пять лет он их наконец находит. Ему и его девушке-басистке (Джессика Честейн-брюнетка) придется заняться совершенно одичавшими детьми, а заодно и их новой "мамой".
У фильма два плюса: 1) одичавшие дети. Бегающие по дому маленькие чудовища, одно из которых спит в коробке и передвигается на четвереньках, загадочно ухмыляясь, крайне хороши. Их история рассказана с помощью детских рисунков, настолько же жутковатых, насколько цинично смешных. Проникнуть в замкнутый мир этих безумных существ невозможно. Лили уже не стать обычным человеком никогда, потому что она попала в хижину, даже не выучив язык, совсем крошечной. Она спит под кроватью и играет с невидимым другом, и ее оторванность, чуждость показаны замечательно. Кажется, что она привыкает, но вот Лили ест бабочек, глядя исподлобья. От детей по позвоночнику бежит холодок, они — чужаки.
2) По сути "Мама" — это рассказ об ужасах материнства. Героиня Честейн о детях даже не думает, она играет на басу, наслаждается жизнью, сексом и восславляет Господа, глядя на пустой тест на беременность. Однако материнство приходит за ней, настигает насильно в виде возникших из леса маленьких страшилищ, некотролируемых, необъяснимых, несущих с собой зло. Олицетворением материнства является и призрак — полностью зацикленное на детях страшилище, ревнивое и убивающее людей. На мой взгляд, это отличное описание классической "мамаши", не имеющей кроме факта материнства ничего за душой.
Но, к сожалению, в целом фильм очень сильно страдает от сценарных изъянов. Герои осуществляют массу всевозможных ошибок, идут по ночам обследовать мистическую хижину, следуют каким-то видениям, видят дурацкие сны. Клише и глупость сливаются воедино. Кроме того "мама" не вызывает совершенно никакого страха. Ломаные движения из корометражки пропали, теперь это просто дурно нарисованный волосатый Горлум, не способный вызывать эмоции. Способ ее перемещения, способности и история продуманы неубедительно. Но все эти недостатки меркнут по сравнению с ужасной, долгой, душераздирающе слезоточивой концовкой, в течение которой все надсадно кричат и плачут.